Упражнения при нарушении осанки у детей

Содержание

Противопоказания для проведения гимнастики

Физическая терапия против дефектов осанки показан при любом типе её нарушения, поскольку это единственный способ целенаправленного укрепления стабилизирующих мышц туловища. Лечебная физкультура необходима пациенту, если у него:

  • плоская спина — физиологические изгибы недостаточно выражены, плоская грудная клетка и выпяченные в разные стороны лопатки. Упругость и амортизационные свойства позвоночника недостаточны, он склонен к различным искривлениям;
  • закруглённая спина — формируется из-за усиленного физиологического кифоза грудного отдела, чтобы его уравновесить в поясничном и шейном отделе также образовывается компенсаторный выраженный лордоз. Ввиду чрезмерных прогибов позвоночник является избыточно подвижным. Боковые искривления не характерны для этого типа осанки;
  • сутулая спина — преобладает кифоз грудного отдела, на фоне остальных слабовыраженных прогибов. Характерна сколиотическая осанка: одно плечо (лопатка) выше другого. Сутулая спина — патология, которая встречается в любом возрасте.

Сутулость — самый распространённый дефект осанки. Чаще всего встречается у девочек-подростков. Характеризуется увеличенным шейным лордозом, который создаёт впечатление, что человек «грустит», голова и плени наклонены вперёд.

Абсолютных противопоказаний для занятий лечебной гимнастикой нет, поскольку врач всегда подберёт комплекс индивидуальный по сложности и направленный на улучшение состояния осанки ребёнка. Но при некоторых сопутствующих состояниях и заболеваниях следует воздержаться от упражнений до стабилизации здоровья. Относительные противопоказания включают:

  • острые воспалительные заболевания;
  • вирус или инфекцию с повышением температуры тела;
  • боль в суставах или мышцах;
  • наличие быстропрогрессирующих искривлений позвоночника (сколиоза).

Когда острое воспаление или боль прошли — можно приступать к занятиям, осторожно начиная с наиболее простых и лёгких упражнений.

Лечебной физкультуре в терапии и реабилитации больных с патологиями позвоночного столба отводится ведущая роль (особенно на начальных стадиях развития заболеваний). Почему?

Формирование костно-связочного аппарата позвоночника ребёнка напрямую зависит от того, в каком состоянии у него находится мышечная система, насколько эффективно она выполняет функцию поддержания позвоночника в положении, предусмотренном природой. ЛФК закаляет и развивает мышцы, чтобы они могли удерживать позвоночник в положении, максимально приближённом к физиологическому (максимальной коррекции).

Лечебная физкультура (ЛФК):

  • способна оказывать общеоздоровительное и общеукрепляющее воздействие — нормализует деятельность всех систем организма, повышает иммунный отклик, стабилизирует протекание нервных процессов;
  • активизирует обменные реакции (общие и местные);
  • совершенствует двигательные навыки и координацию движений, увеличивает общую физическую выносливость;
  • укрепляет мускулатуру спины, пресса, торса (мышечный корсет), а также мышцы рук, ног, шеи и др.;
  • устраняет дисбаланс, возникающий при неравномерном или недостаточном развитии и растяжении мышц и связок;
  • снимает повышенную в связи с этим нагрузку на столб позвоночника;
  • исправляет осанку — искривления (сколиоз, лордоз, кифоз) позвоночного столба.

Обязательный компонент функциональной терапии нарушений осанки у детей — массаж. Его рекомендуют, как дополнение к лечебной физкультуре в составе комплекса мероприятий по выправлению искривлений.

{amp}lt;br data-lazy-data-lazy-srcset=
Нарушения осанки у детей» width=»728″ height=»497″ /{amp}gt;
Искривления позвоночника могут обнаруживаться в разных его отделах, и в разных плоскостях. При постановке диагноза также учитывается степень отклонения от нормы

При занятиях физической культурой в лечебных целях — для получения максимальной пользы от упражнений, минимализации рисков получения различных травм и предотвращения развития побочных эффектов — следует соблюдать некоторые обязательные правила.

  1. Комплекс упражнений разрабатывается в индивидуальном порядке (согласно проведённой предварительно диагностике) лечащим врачом — строго соблюдайте рекомендации касательно выполнения упражнений, в процессе проведения тренировок следите за осанкой ребёнка (спина его должна всегда быть в максимально приближённом к физиологическому положении).
  2. ЛФК можно заниматься как в специально оборудованном кабинете при поликлинике, так и в домашних условиях. Но дома ребёнок должен выполнять упражнения обязательно под присмотром взрослых.
  3. Предварительно и ребёнок, и мама (папа) проходят обучение в кабинете ЛФК при поликлинике.
  4. Перед началом каждого занятия делайте массаж и разминку.
  5. Помните, что упражнения рекомендуется выполнять в медленном темпе: исключите любые резкие движения, прыжки и рывков, а также любые элементы акробатики.
  6. Ещё одно правило: при нарушениях осанки повышенная физическая нагрузка тоже противопоказана. Поэтому гимнастику проводите без отягощений — таких, как гантели, штанги, гири и т. п.
  7. Важно! В процессе выполнения упражнений ребёнок ни в коем случае не должен ощущать даже малейшей боли.
  8. Не следует включать в тренировку вращательные упражнения, направленные на вытягивание позвоночного столба (нельзя, чтобы ребёнок висел на перекладине, допустимо лишь пассивное вытягивание — с обязательной опорой под собой).
  9. Нагрузки вы должны увеличивать медленно и постепенно, идите от малого к большему, от простых элементов к более сложным, с каждой новой тренировкой, не спеша.
  10. Чередуйте упражнения, задействуя разные группы мышц, после физических нагрузок вставляйте дыхательную гимнастику.

Упражнения при нарушении осанки у детей

Вам нужно чётко понимать разницу между спортом и лечебной физкультурой. Ребёнок не должен делать больше, сильнее, быстрее.

Карематы для ЛФК
Упражнения в позициях «лёжа» и «стоя на четвереньках» лучше выполнять на полу, подкладывая под тело каремат

Важно выполнять упражнения правильно и не переусердствовать.

ЛФК противопоказана:

  • при любых травмах (разрешена только в период реабилитации);
  • при остром течении заболевания, болевом синдроме;
  • при плохом самочувствии;
  • при повышенной температуре тела;
  • при острых воспалительных процессах в организме;
  • при кожных болезнях, ранах, ссадинах, ожогах;
  • при патологиях сердечно-сосудистой системы;
  • при ожирении либо истощении;
  • при опухолевых злокачественных образованиях.

ЛФК назначают только при отсутствии у ребёнка противопоказаний, а коррегирующие упражнения выполняются обязательно под контролем специалиста.

Занятия следует немедленно прекратить при выявлении таких осложнений, как простреливающая боль в позвоночнике, отёки, новообразования вдоль позвоночного столба — самолечение здесь недопустимо, с подобной симптоматикой следует немедленно обратиться к врачу.

Подготовка

ЛФК проводят каждый день, при некоторых диагнозах даже по 2 раза в день. Обязательно на пустой желудок — за час до еды или спустя два часа после.

Детская гимнастика при сколиозе

Рекомендуется перед каждым занятием разогреть мышцы массажем и (или) принять тёплый душ.

{amp}lt;br data-lazy-data-lazy-srcset=
Фитбол» width=»728″ height=»478″ /{amp}gt;
В комплексы ЛФК часто включаются упражнения на фитболе. Они эффективно растягивают и укрепляют мышцы

Упражнения ЛФК для формирования правильной осанки у детей подходят не всем. В частности, нельзя проводить тренировки подросткам, имеющим следующие проблемы со здоровьем:

  • Мышечные зажимы, появившиеся из-за искривления позвоночника.
  • Компрессионный синдром.
  • Скопление позвоночных и мозговых сосудов в вертебробазилярном бассейне, что может нарушить кровообращение.
  • Низкий болевой порог.

Упражнения ЛФК для детей с нарушением осанки являются самым действенным методом профилактики и коррекции искривлений позвоночника.

Современные дошкольники и младшие школьники проводят слишком много времени у экранов телевизоров, на уроках в школе и за выполнением домашних заданий.

Но от общего физического развития зависит не только красота и стройность фигуры, но и здоровье многих внутренних органов.

Упражнения при нарушении осанки у детей

При ускоренном росте скелета (в возрасте около 7 лет), мышечная масса увеличивается незначительно. Дети в этом возрасте вытягиваются, кажутся выше и стройнее. Но недостаточное развитие мышц приводит к тому, что неокрепший позвоночник, не имеющий мышечной поддержки, становится уязвимым для формирования изгибов, несвойственных для нормальной физиологии.

Принято выделять 2 разновидности нарушений:

  • искривление позвоночника в сагиттальной области (увеличены или уменьшены естественные изгибы, возникает сутулость, плоская, круглая спина и др);
  • изменения во фронтальной плоскости — сколиоз.

В результате у ребенка снижается объем дыхательных движений, нарушается работа пищеварительного тракта, сердечно-сосудистой системы, часто развивается близорукость.

Чтобы дефекты осанки не возникали, позвоночнику нужен мощный мышечный корсет.

Так называют окружающие позвоночный столб мышцы: они поддерживают гибкий костный орган в вертикальном положении, возвращают позвонки в физиологическое состояние после работы (наклонов, поднятия тяжестей и т.п.

Причины нарушения осанки

Нарушение осанки является одной из самых актуальных проблем здоровья ребенка. Причиной этой патологии чаще всего становится нерациональный двигательный режим, что впоследствии становится причиной нарушения функционирования различных систем органов.

Отклонения от обычной физиологичной осанки обозначаются как ее нарушения в тех случаях, если по данным исследований не было выявлено патологии каких-либо отделов позвоночника.

Нарушение осанки занимает среднее положение между нормой и патологией и считается состоянием предболезни.

С одной стороны, её не принято считать болезнью, поскольку они сопровождаются всего лишь изменениями функции, с другой, они имеют все шансы стать первым симптомом нешуточных болезней.

Выделяют несколько состояний, которые характеризуют неправильное положение позвоночника в пространстве. Эти состояния можно описать, как:

  1. Негативный фон – период присутствия нехороших условий, которые содействуют формированию нарушения осанки. На этом этапе еще отсутствуют статические и динамические отличия от физиологической нормы.
  2. Предболезнь – период нефиксированных дефектов опорно-двигательного аппарата. Выявляются первые признаки изменений осанки, торможение физического развития. На этом этапе нарушения обратимы при выполнении гимнастики, использовании кинезитерапии и нормализации физического воспитания, без которого создание правильного положения позвоночника у детей школьного возраста не представляется возможным.
  3. Болезнь – это этап статический деформаций осанки, которые соответствуют изменениям, трудно поддающимся коррекции.

Очень важно определить тяжесть нарушений, так как от этого зависит дальнейшая тактика коррекции и лечения. Различают следующие виды нарушения осанки:

  • функциональные – изменения поддаются сознательному исправлению (ребенок по желанию может «выпрямить» спину);
  • фиксированные – деформация является устойчивой, и сознательное принятие физиологичного положения позвоночника невозможно.

В школьном возрасте изменения осанки ведут к нарушению работы детского организма. Наиболее ответственный период в формировании осанки – это дошкольный возраст. В это время у младших школьников закладываются основы координаций движений, осваиваются новые упражнения.

В школьном возрасте в связи с началом учебы необходимо дозирование нагрузки во время занятий физкультурой.

У детей изменения могут происходить в 2 плоскостях: фронтальной (параллельно плечам и груди) или сагиттальной (в направлении, идущем от груди к спине). Деформации с увеличением либо уменьшением изгибов позвоночника преобладают в сагиттальной плоскости.

Круглая спина

Самая распространенная деформация осанки, которая характеризуется кифозом в грудном отделе, распространяющимся на область поясницы.

При этом уменьшается лордоз в области поясницы.

Грудная клетка плоская, плечевой пояс опущен, живот выпирает, голова наклонена вперед, ягодичная область уплощена, колени немного согнуты.

Эту деформацию следует отличать от тяжелого заболевания Шейерманна-Мау. При этой патологии присутствует резкая боль и снижение подвижности позвоночника в области груди и поясницы.

Грудной кифоз и поясничный лордоз выражены, ягодицы выпячены, грудная клетка плоская, талия укорочена, область живота выдается вперед. Отмечается недоразвитие мышечного каркаса брюшной стенки.

Это нарушение осанки у детей следует отличать от спондилолистеза, при котором отмечается болезненность и ограничение движений в поясничном отделе. Под спондилолистезом понимается соскальзывание тел позвонков.

Плоская спина

Для этого нарушения характерна сглаженность изгибов позвоночника. Грудная клетка смещается и уплощается, нижняя часть брюшной стенки выдается вперед, лопатки принимают крыловидную форму.

Этот тип патологии выявляется нечасто. Дети обладают относительно плоской спиной, но ягодицы выдаются назад, таз чрезмерно выдвинут вперед, кифоз в грудном и лордоз в шейном отделах сглажены.

Плоская и плосковогнутая спина характеризуется еще и снижением амортизационных свойств позвоночника.

Сколиоз

Это деформация относится к изменениям взаимного расположения тел позвонков во фронтальной плоскости. Заболевания является тяжелым и прогрессирующим. Сколиоз классифицируется в зависимости от места, где определяется дуга искривления:

  1. Шейно-грудной. Максимальная деформация выявляется в 5–6 грудных позвонках. Патология сочетается с деструкциями грудного отдела и деформацией лицевых костей.
  2. Грудной. Максимум искривления отмечается в области 8–9 позвонков грудного отдела. Этот тип бокового искривления позвоночника сопровождается формированием рёберного горба, нарушениями функций кровообращения и дыхания.
  3. Комбинированный. Обладает 2 дугами искривления. Одна расположена на уровне 8–9 позвонка грудного отдела, а вторая в области 1–2 поясничного. Эта патология характеризуется нарушением функционирования респираторной и сердечно-сосудистой систем, а также болевым синдромом в крестцово-поясничной области.

Выделяют консервативные и оперативные методы лечения.

Хирургические способы являются очень тяжелым испытание для детского организма и используются на поздних этапах развития патологии, когда другие меры уже неэффективны.

Одним из лучших способов для профилактики и лечения искривлений позвоночника стала лечебная физическая культура.

ЛФК используется на всех этапах лечения патологии осанки, а также в качестве профилактики. ЛФК при нарушениях осанки у детей школьного и дошкольного возраста должна выполнять следующие задачи:

  • создавать оптимальные условия для улучшения степени подвижности позвонков;
  • обеспечивать физиологичное взаимного расположения частей туловища;
  • корректировать существующие изменений осанки;
  • формировать привычку «правильно держать спину».

Гимнастику следует проводить перед зеркалом, поскольку это способствует лучшему формированию мышечно-суставного чувства, на основе которого формируется навык физиологического положения позвоночника в пространстве.

Полезны тренировки с контролем правильности выполнения гимнастики. Часто для повышения интенсивности упражнений используют дополнительные отягощения.

Заниматься ЛФК при нарушении осанки желательно под присмотром тренера, который сможет контролировать правильность выполнения упражнения.

Под этим подразумевается привлечение детей школьного возраста к спорту и физическим упражнениям.

Упражнения при нарушении осанки у детей

Формирование положительного отношения к физкультуре у детей осуществляется под влиянием родителей, друзей, государства, школы и общества, в котором они развиваются.

Уровень двигательной активности в школьном возрасте обусловлен не столько потребностью в ней, сколько организацией воспитания в отношении физической культуры в общеобразовательном учреждении.

Фитбол-упражнения

Перспективным направлением в ЛФК стала фитбол-гимнастика, которая выполняется с помощью специальных мячей. Фитболы оказывают благотворное вибрационное действие на органы и системы.

Диаметр мячей зависит от возраста и роста. Например, в возрасте 3–5 лет диаметр мяча должен составлять 45 сантиметров, 6–10 лет – 55 сантиметров.

Такая гимнастика больше всего полезна детям дошкольного возраста.

Массаж при нарушении осанки следует выполнять в комплексе с лечебной гимнастикой.

Его необходимо проводить непосредственно перед началом физических упражнений. Это помогает подготовить мускулатуру к нагрузкам.

Упражнения при нарушении осанки у детей

В лечении и профилактики искривлений спины применяют 3 основных разновидности массажа.

Лечебный массаж

Такое воздействие является неотъемлемой частью лечения сколиотических нарушений позвоночника: способствует формированию мышечного корсета и улучшению функционирования внутренних органов.

Таким образом, в месте формирования бокового изгиба поднимается мышечный тонус. Продолжительность должна составлять не меньше 25 минут. Для достижения эффективного результата курс должен состоять из 20 или 25 сеансов.

Точечный массаж

Основан на воздействии в области активных точек организма без использования акупунктурных игл. Такой массаж снимает напряжение мышц и связок, улучшает кровообращения в различных сегментах тела, благоприятно действует на дыхательную систему, а также органы кровообращения.

Сегментарный массаж

Его основное назначение – купировать рефлекторные синдромы, которые возникают в патологическом очаге. Сегментарный массаж хорошо снимает спазмы напряженных мышц, улучшает кровообращение, отток лимфы, укрепляет дыхательную мускулатуру, благотворно воздействует на организм.

Наибольшую опасность нарушение осанки представляет в период быстрого роста скелета у детей (7–16 лет). Но даже дошколята подвергаются такому риску, ведь родители редко обращают внимание, как их чадо сидит за компьютером или телевизором.

Искривление позвоночника

Среди основных причин нарушения осанки:

  • Гиподинамия — малоподвижный образ жизни, он влечет за собой ослабление мышц, в том числе, отвечающих за поддержку позвоночника.
  • Несбалансированная пища. Недостаток минералов и органических кислот негативно влияет на развитие скелета.
  • Неправильная организация рабочего места: неподходящая высота стула, стола, недостаточное освещение, маленькая рабочая область — заставляют ребенка выгибать спину, когда он делает уроки, читает.
  • Слишком частые физические нагрузки, постоянное сидение за компьютером, чтение лежа нередко провоцируют устойчивое нарушение осанки.

ЛФК или здоровая спина с детства

ЛФК (лечебная физкультура) — специальная гимнастика, разработанная ортопедами для детей с нарушением осанки. При выполнении комплекса упражнений:

  • Корректируется неправильный изгиб позвоночника.
  • Укрепляются спинные и брюшные мышцы, нормализуется их тонус.
  • Ребенок привыкает правильно держать спину независимо от ситуации.

(можно выполнять с 4-5 лет и до подросткового возраста)

  1. Исходное положение — стоя, руки на поясе. Развести локти, сведя лопатки, — вдох; вернуться в и.п. — выдох.
  2. Исходное положение — стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклониться корпусом вперед с прямой спиной — выдох; вернуться и и.п. — вдох.
  3. Исходное положение — стоя с гимнастической палкой в руках. Поднять палку вперед вверх — выдох; вернуться в и.п. — вдох.
  4. Исходное положение — стоя, палка в опущенных руках. Присесть, вытянув руки вперед; вернуться в и.п. Спина прямая.
  5. Исходное положение — стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести палку); вернуться в и.п.
  6. Исходное положение — лежа на спине на наклонной плоскости, взявшись руками за рейку гимнастической стенки. Согнуть ноги, подтянуть к животу — выдох; выпрямить — вдох.
  7. Исходное положение — лежа на спине, руки вдоль тела. Велосипедные движения ногами.
  8. Исходное положение — лежа на спине, руки в стороны. Вытянуть руки вперед поднять левую ногу и коснуться руки, затем правую ногу. Принять и.п.
  9. Исходное положение — лежа на животе, руки в сторону. Поднять корпус, прогнув грудной отдел позвоночника (тянуться к потолку); вернуться в и.п.
  10. Исходное положение — лежа на животе, руки на поясе. Поднять вверх корпус и поднимать правую ногу — вдох, вернуться в и.п. — выдох. Повторить упражнение, поднимая прямую левую ногу.
  11. Исходное положение — лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, на лопатках удерживается гимнастическая палка. Приподнять корпус, прогнув его через гимнастическую палку; вернуться в и.п. Дыхание произвольное.

Комплекс упражнений выполняется ежедневно утром или вечером, в зависимости от пика активности ребенка, но не раньше чем через час после еды или за 30-60 мин до нее. Темп медленный, начать следует с 5 повторений, довести до 10, весь комплекс занимает 30-40 мин.

Для того чтобы упражнения воздействовали достаточно точно, они должны выполняться интенсивно, то есть выше обычного уровня возможности детей. Сначала даются более легкие упражнения с постепенным переходом к более трудным. На протяжении занятия неоднократно делаются паузы для отдых. Отдыхать рекомендуется в положение лежа:

  • лежа на спине, ноги слегка подтянуты к животу, руки за головой;
  • лежа на животе, подбородок опирается на кисти рук.

Примерный комплекс упражнений при нарушении осанки

Причины нарушения

Группа, наиболее подверженная риску искривления позвоночника – дети в возрасте от 6 до 16 лет. Быстрый рост скелета при небольшом увеличении мышечной массы ведет к тому, что неокрепший позвоночник становится более уязвимым.

Ведение малоподвижного образа жизни (отсутствие физических нагрузок, активных игр и др.) приводит к ослаблению мышечного корсета, одна из функций которого – поддержание позвоночного столба.

  • Неправильная организация места учебы/работы.

Выполнение домашнего задания, чтение книги, игра за компьютером, раскрашивание и другие занятия должны проводиться в подготовленном месте (оптимальная высота стула, правильное освещение, достаточная площадь стола).

  • Частые нагрузки с нарушениями.

При выполнении физических упражнений с ошибками, постоянном просиживании за компьютером и чтении книг лежа наблюдается постепенное формирование нарушений позвоночника.

Среди факторов, увеличивающих вероятность нарушений осанки – неправильное (несбалансированное) питание, заболевания желудочно-кишечного тракта, врожденные заболевания (ахондроплазия, спондилолистез и др.).

Типы нарушения

Основные типы искривлений позвоночника – лордоз, кифоз и сколиоз. Они отличаются по причинам возникновения, характеру проявления и клинической картине.

Тип нарушения позвоночного столба Краткое описание Признаки
  Лордоз  Искривление позвоночника в области поясницы вперед (к животу). Прогиб в поясничном отделе увеличен. Он не изменяется при наклонах. Ощущение тяжести в нижней части спины (область ягодиц).
  Кифоз  Сутулость, т.е. усиленный изгиб позвоночного столба в грудном отделе. Голова наклонена вперед, в верхней части спины наблюдается округленность. Не проходящая усталость в спине и ногах.
  Сколиоз Искривление позвоночника влево или вправо. Имеет S или C- образную форму. Асимметрия плеч и бедер (одно выше другого). Корпус тела более наклонен в одну из сторон.

Другое нарушение позвоночника, широко распространенное среди младенцев и детей – кривошея. Является патологическим изменением, при котором голова отклонена вправо или влево (реже – повернута в сторону).

Последствие кривошеи – дефекты осанки и скелета, возникающие при росте и развитии ребенка. Лечение у младенцев осуществляется консервативным путем – ЛФК, массажи, электрофорез и ношение воротников Шанца.

Лечебная физическая культура разрабатывает различные группы мышц, укрепляя и развивая мышечный корсет. Он обеспечивает основную поддержку позвоночного столба, не позволяя ему деформироваться.

Выполнение физических упражнений позволит не только остановить прогрессирование нарушений или заболеваний опорно-двигательного аппарата, но и скорректировать неправильную осанку.

Регулярно выполняя ЛФК с соблюдением правил и последовательности упражнений, удастся достигнуть следующего эффекта:

  • выпрямления осанки,
  • повышения выносливости мышц,
  • сведения к минимуму неблагоприятные последствия заболеваний спины и скелета,
  • улучшения общего самочувствия,
  • увеличения подвижности суставов,
  • ускорения кровообращения.

ЛФК при нарушении осанки у детей дошкольного возраста проводится с обязательным участием взрослого члена семьи.

Показания к ЛФК:

  • различные нарушения осанки,
  • межпозвонковая грыжа,
  • нарушение подвижности тазобедренных суставов,
  • остеохондроз,
  • остеопороз,
  • другие заболевания позвоночника.

Противопоказания к ЛФК:

  • кровотечения,
  • хронические сердечнососудистые заболевания,
  • компрессионный синдром,
  • общее плохое самочувствие,
  • низкий болевой порог.

Внимание! Решение о назначении ЛФК при наличии противопоказаний принимает только врач после проведения осмотра.

Упражнения для осанки детям выполняются в хорошо проветренном помещении, температура воздуха в котором не превышает 22-24°С. Рекомендуется заниматься до приема пищи (за 30-40 минут), если занятия назначены после еды, то приступайте к ним не ранее, чем через 1 час.

Обязательное условие – соблюдение последовательности блоков упражнений:

  • разминка (подготовка),
  • основная часть (комплекс),
  • заключение (отдых, расслабление).

Упражнения для осанки в домашних условиях детям до 1 года необходимо начинать с легких поглаживаний.

Подготовка

Если занятия кажутся вам скучными, постарайтесь их разнообразить – включите любимую музыку, пригласите тренироваться вместе с вами других родственников, ищите новые и интересные упражнения, используйте фитбол.

Разминка перед ЛФК:

  1. Расположите руки на поясе, выполняйте наклоны туловища в разные стороны (влево-вправо, вперед-назад).
  2. Поставьте ноги на ширине плеч, ладони положите на плечи, наклоните голову вперед и выполняйте отводы в разные стороны.
  3. Потяните руки вверх, затем вперед и вниз, слегка согнув колени (в каждой позе останавливайтесь на 3-5 секунд).

Для подготовки подойдут любые базовые упражнения – быстрая ходьба, бег в легком темпе 2-3 минуты, вращение рук по круговой оси и др. Следите, чтобы спина находилась в ровном положении и помните, что упражнения не должны причинять абсолютно никакого дискомфорта.

Рекомендуемый комплекс упражнений при нарушениях позвоночника (исходная позиция – постановка ног на ширине плеч, выпрямленная спина):

  1. Выпрямите руки, поднимите их вверх, синхронно выполняйте ими круговые движения (вперед-назад).
  2. Расположите руки за спиной, соедините ладошки «в замок», выполните наклоны вперед, максимально отодвигая руки назад.
  3. Поднимайте и опускайте плечи, сначала работайте ими синхронно, а затем перейдите на попеременные движения.
  4. Отведите правую руку назад, левую руку перекиньте через плечо, потянитесь, соединяя пальчики.
  5. Измените исходное положение – лягте на живот, вытяните руки (ладошки вверх). Синхронно поднимайте носки ног и верхнюю часть тела.
  6. В положении лежа расположите ладони на высоте плеч, поднимайте вверх корпус тела, одновременно выпрямляя руки.

Каждое занятие повторяется 3-4 минуты, отдых между ними – 1-2 минуты.

Последовательность упражнений для исправления осанки у детей при сильном искривлении:

  1. Исходное положение – стоя у стены, прикасаясь к ней спиной. Алгоритм: вытяните руки в разные стороны, чтобы они прикасались к поверхности. Постепенно поднимайте их вверх, не отрывая от стены и не меняя положения спины. Мышцы спины и рук должны быть напряжены.
  2. Исходное положение – стоя напротив зеркала, прислоняясь спиной к стене. Алгоритм: медленно отходите от стены так, чтобы спины не меняла своего положения (словно вы продолжаете «держаться» за стену). Наблюдайте за своей осанкой в зеркале – следите, чтобы она не изменяла ровного положения.
  3. Исходное положение – стоя у стены, прикасаясь к ней спиной. Алгоритм: дотроньтесь локтями до стены, а затем медленно присядьте, не отрывая от неё спины, ягодиц, лопаток и затылка. Медленно поднимитесь.

Внимание! Занятия по гимнастике при нарушении осанки у детей включают стандартные упражнения – велосипед (лежа на спине), лодочку, наклоны с гимнастической палкой на лопатках и др.

Каждое упражнение при нарушении осанки у детей выполняется 7-8 раз, отдых между занятиями – 3-4 минуты.

Профилактические упражнения для правильной осанки у детей, рекомендованные к выполнению в возрасте до 16 лет:

  1. В положении «полуприсед», держа в руках палку, выполняйте отведение ног назад-вперед. Условие – ребенок должен прогибаться в пояснице назад.
  2. Возьмите палку за спиной, руки внизу, ноги вместе. Поднимайтесь вверх, отводя руки назад. Выполняя занятие, не торопитесь.
  3. Встаньте у стены, возьмите палку в руки, опустите их вниз. Поднимите руки вверх, опустите до уровня груди, вернитесь в исходное положение. Условие – ребенок не должен отрывать спину от стены.

Ежедневная зарядка продолжительностью 5-15 минут способствует сохранению прямой осанки у детей.

Среди запрещенных упражнений – сильные прогибы вперед или назад, гимнастические занятия на растяжку, кувырки через голову, прыжки с приземлением на спину, изнурительные физические тренировки.

Запрещены любые упражнения, при выполнении которых ребенок ощущает дискомфорт или боль.

Исключены занятия, выполнение которых требует значительных силовых усилий или может привести к травме спины.

ЛФК при нарушении осанки

Упражнения при нарушении осанки у детей

Отказ от ЛФК, пренебрежение правилами и выполнение запрещенных упражнений приведет к следующим осложнениям:

  • прогрессирование нарушений позвоночного столба,
  • ухудшение общего самочувствия ребенка,
  • возникновение (усиление) боли,
  • появление компрессионного синдрома и др.

Чтобы комплексы ЛФК помогли в борьбе с нарушениями позвоночника, рекомендуется обеспечить ребенку дополнительную двигательную активность (ежедневные пешие прогулки, катание на велосипеде и др.).

Примерный комплекс упражнений при нарушении осанки статьи: 4.07/5 14)

Под осанкой подразумевают непринужденную позу без излишнего напряжения мускулатуры, которую человек обычно принимает в положении сидя и стоя.

Нормальной считается такое положение, при котором части тела располагаются симметрично по отношению к позвоночнику. Если у ребенка плохая осанка, то она может остаться на всю жизнь и стать причиной остеохондроза, сколиоза, кифоза и других заболеваний.

Лечебная гимнастика при нарушении осанки является одним из основных корригирующих мероприятий.

кривая спина причины

Существует множество лечебно-гимнастических упражнений, которые помогают исправить осанку. Выбор комплекса лечебной физкультуры зависит от степени и типа искривления позвоночника.

Регулярное выполнение гимнастических упражнений укрепляет мышечный каркас, делает кости и суставы более гибкими, улучшает кровообращение в различных частях тела.

В результате формируются и закрепляются навыки правильного положения позвоночника.

Осанка формируется еще в детстве, поэтому лечебная гимнастика в этом возрасте дает наилучший эффект. Специально подобранные упражнения позволяют откорректировать угол наклона таза, восстановить симметричное расположение лопаток, головы и т.д. Некоторые упражнения назначаются практически всем людям с нарушениями осанки в независимости от типа изменений.

К таким видам гимнастики относятся дыхательные и общеразвивающие упражнения, упражнения для улучшения координации движений. Специальные комплексы подбираются индивидуально. Нарушение осанки у детей исправляют упражнения, укрепляющие или растягивающие мышцы определенной области тела, увеличивающие подвижность позвоночного столба.

Типы нарушения

Лфк для детей с нарушением осанки и правила выполнения упражнений

Подготовка

Только достаточно развитая мускулатура способна на протяжении достаточно длительного (для определённого возратса) времени удерживать позвоночник ребёнка в физиологическом (природном, правильном) положении.

Оценить, насколько соответствует силовая выносливость мышц спины ребёнка возрастным нормам можно с помощью упражнений, знакомых всем с детства — “Рыбка” и “Ласточка”.

  • “Рыбка” — когда ребёнок удерживает туловище на весу в позиции “лёжа на животе”;
  • “Ласточка” — когда ребёнок удерживает туловище на весу в позиции “стоя на одной ноге” (вторая выпрямлена параллельно полу).

Измерением количества переходов из позиции “лёжа на спине” в позицию “сидя” (“прокачка пресса”, темп — 15–16 раз в минуту) можно оценить силу и выносливость мускулатуры брюшного пресса.

Для гармоничного формирования мышечного корсета статические упражнения (удержание мышц в напряжённом состоянии в течении 5–7 секунд, затем идёт отдых 8–10 секунд, и так 3–5 повторений) следует чередовать с упражнениями динамическими.

Тренировки начинайте с разминки, затем самые простые упражнения. В середине тренировки —всё самое сложное и эффективное (плюс с использованием палок, медицинболов). Напоследок не забудьте упражнения на восстановление сердечного ритма и дыхания.При проблемах с осанкой в большинстве случаев для тренировки мускулатуры и снятия напряжения в мышцах рекомендуют исходные положения “лёжа на спине” или “лёжа на животе”.

Гимнастическая палка
Так выглядит гимнастическая палка. Повышает эффективность ЛФК, помогает ребёнку держать равновесие и правильно выполнять упражнения

При составлении комплекса ЛФК врач обязательно учитывает возраст ребёнка. К примеру, дошколята и младшие школьники весьма активны, но быстро утомляются. Упражнения не должны их перенапрягать. Чтобы им было интересно, проводить занятия лучше в группах, и в форме игры.

Для проведения занятий ЛФК с детьми 7–11 лет рекомендуется выбирать первую половину дня, вечером гимнастика может перевозбудить малыша. Чем старше ребёнок, тем комплекс лечебной физкультуры для него должен быть интенсивнее.

Упражнения всегда подбираются, исходя из характера и степени искривления позвоночного столба. Время выполнения каждого — от 30 секунд и до 3 минут. Не забывайте о разминке и заключительной части — они так же важны, как и упражнение непосредственно коррегирующие.

Ниже вы найдёте комплексы упражнений (базовые) для детей, больных сколиозом, патологическим лордозом и кифозом, выполнять которые можно в домашних условиях. Их результативность напрямую будет зависеть от, во-первых, регулярности проведения тренировок, и, во-вторых, от правильности выполнения упражнений.

Нарушение осанки

Осанка – это показатель здоровья спины – мышц и позвоночника. Она заключается в гармоничном строении тела, должна характеризоваться симметричным расположением ключичных костей, лопаток.

Спина при этом ровная, не имеет патологических изгибов.

Но очень часто неправильное положение тела за компьютерным или письменным столом, малоподвижный образ жизни, слабость спинных мышц становятся причиной развития разного рода деформаций.

Преимущественно страдают от них дети, особенно – школьного возраста, потому как именно в этот период позвоночник и мышцы находятся на стадии активного роста, легко подвергаются воздействию негативных факторов. В таких случаях следует подумать про ЛФК для детей с нарушением осанки.

Лечебная физкультура отличается высокой эффективностью, позволяет исправить ситуацию за короткий промежуток времени.

выпрямить осанку

Главное, чтобы ее проводил квалифицированный специалист, а занятия проходили систематично.

Есть и упражнения, которые ребенок сможет выполнять в домашних условиях под контролем родителей. Они помогут ускорить процесс выравнивания осанки.

Основные моменты

Основные упражнения для осанки

Изначально следует изучить задачи, которые должны решаться при помощи специальных физических упражнений:

  • укрепление мышц спины;
  • равномерное распределение нагрузки на спинные мышцы;
  • снижение нагрузки на позвоночник;
  • выравнивание позвоночного столба при наличии небольшого искривления;
  • общее укрепление детского организма.

Не менее важно знать и о правилах проведения ЛФК. Их соблюдение поможет сделать лечебную физкультуру максимально безопасной и результативной. Всего существует несколько рекомендаций:

  • при выполнении упражнений строго соблюдать инструкцию;
  • начинать с небольших нагрузок, постепенно повышая интенсивность;
  • упражнения выполнять медленно, не делать резких движений;
  • не работать на износ, доходя до сильной усталости;
  • при появлении болей в спине прекратить занятия, обратиться к доктору.

Соблюдение этих простых правил позволит сделать ЛФК при нарушении осанки исключительно полезной для детского организма, избежать травматизации и других негативных последствий.

Перед занятием нужно обязательно провести разминку. Она занимает немного времени, продолжается около 7 минут.

Здесь включены простые упражнения, с помощью которых удается разогреть мышцы и разработать суставы, облегчив дальнейшую тренировку, повысив ее эффективность.

Стандартный разминочный комплекс включает такие задания.

  1. Руки установить на поясе. Наклоняться в стороны, после – вперед/назад. Количество повторений – по 5 в каждом направлении.
  2. Сохраняя ИП из предыдущего задания, делать наклоны вбок, вытягивая при этом руку, противоположную стороне наклона.
  3. Поднять руки вверх, ходить на носочках, стараясь тянуться как можно выше.
  4. Вращать плечами, рисуя окружность. Делать по 8-10 повторений в каждом направлении.
  5. Поднимать плечи. Сначала поочередно, потом – вместе.
  6. Приседать с ровной спиной. Опускаясь, вытягивать руки вперед, делать вдох. Поднимаясь, плавно выдыхать.
  7. Шагать на месте, высоко поднимая колени. Носки должны тянуться книзу.

Такая программа будет отличным вариантом разминки для ребенка. Далее можно переходить к более сложным упражнениям из используемого при нарушении осанки комплекса ЛФК.

Основная часть

Здесь требуется использовать упражнения, подобранные специалистом для ребенка в индивидуальном порядке. Ниже рассмотрим общеукрепляющий базовый комплекс, который полностью или частично входит в состав применяемых программ.

  1. Принять ИП стоя. Ноги разместить на ширине плеч. Делать махи руками, рисуя окружность. Выполнить по 7-8 повторений в каждом направлении.
  2. Сделать замок, сомкнув за спиной ладони. Выполнять наклоны вперед, как можно выше поднимая замок.
  3. Стать возле стены. Прислониться к ней, чтобы касаться поверхности пятками, икроножными мышцами и ягодицами. Зафиксировать ровную осанку. Сделать несколько шагов вперед, удерживая спину в принятом положении.
  4. Делать упражнение ласточка – стоя на одной ноге, наклонять корпус параллельно полу, разводя руки в стороны, а другую ногу выпрямляя и вытягивая носок. Стоять в таком положении, как можно дольше, после стать на другую ногу, повторить упражнение.
  5. Лежа на спине, приподнять ноги на 35-40 см, сделать «ножницы». Движения выполняются в горизонтальной и вертикальной плоскости поочередно.
  6. Лежа на спине, подтянуть согнутые в коленях ноги к груди, сделать за ними хлопок руками.
  7. Лечь на живот, руки зафиксировать замком за головой. Поднимать одновременно ноги и голову, пытаясь удержаться в таком положении хотя бы пару секунд.
  8. Лежа на животе, опираясь на локти, поочередно поднимать ноги, вытягивая носок. При этом нужно немного прогибать спину.
  9. Лечь набок, опереться на согнутую в локте руку. Поднимать верхнюю ногу не заваливаясь. Делать с каждой ногой по 10-12 повторений.

Важно! Когда основная часть завершена, нужно перейти к последнему этапу лечебной физкультуры при нарушении осанки. Здесь выполняются перекаты на спине с согнутыми ногами, прижатыми к груди и обхваченными руками. Полезна ходьба на пятках. В положении на четвереньках делаются прогибы спины вверх и вниз.

Чтобы лучше понимать, как правильно делать упражнения, можно посмотреть видео ЛФК для детей с нарушением осанки. Оно поможет верно выполнять задания, добиваясь желаемого результата.

Дополнительные меры

Рекомендации для правильной осанки

Нужно отметить, что, кроме гимнастики, нужно соблюдать и некоторые рекомендации специалистов, которые помогут вернуть детской спине здоровье. Здесь не предусмотрено особых сложностей. Помимо лечебной физкультуры при нарушении осанки у детей требуется:

  • обеспечить эргономику места, где ребенок делает уроки;
  • следить за правильным положением ребенка за письменным столом;
  • купить детский стул с поддержкой для спины;
  • подобрать обувь с ортопедическими стельками;
  • использовать для сна ортопедическую подушку и такой же матрас;
  • следить, чтобы ранец ребенка не был слишком тяжелым, надевался на оба плеча.

Об этих мерах говорят многочисленные специалисты в видео про ЛФК при нарушении осанки. Очень важно привить ребенку здоровые привычки, которые будут способствовать сохранению правильного положения спины в любое время суток.

Физические упражнения для исправления нарушений осанки у детей

При появлении первых признаков нарушения осанки рекомендуется обратиться за помощью к врачу-ортопеду. Ни в коем случае нельзя заниматься самолечением. Неправильная тренировка только усугубит ситуацию, а ребенок может повредить спинные мышцы.

Лечебная гимнастика при нарушении осанки эффективна, но только при выборе программы, соответствующей индивидуальным физическим особенностям ребенка. После обследования врач анализирует все биометрические параметры, включая степень искривления позвоночника, угол его отклонения, подбирает оптимальную программу тренировок.

Формирование осанки у детей – достаточно длительный процесс, требующий также определенных усилий со стороны родителей. Важно следить за тем, чтобы развитие ОДА (опорно-двигательного аппарата) шло максимально равномерно и гармонично. Для этого нужно применять и профилактические меры, в числе которых комплексы упражнений.

почеум нарушается осанка

Позвоночник человека состоит из 33-34 позвонков, соединенных между собой связками, хрящами и мышцами. С момента рождения спина приобретает вид прямой линии у ребенка.

Осанкой в целом называют способность человека поддерживать свое тело в различных позах. Соответственно она бывает правильной и неправильной.

Неправильная осанка развивается при негативном воздействии извне, а также из-за различных заболеваний. Со стороны она выглядит как постоянная сутулость, передвижение на полусогнутых ногах, опущение плеч и головы. При этом выдвигается вперед живот.

В таком состоянии нарушения идут по всему организму. И если во взрослом возрасте позвоночник более-менее стабилен, то в детстве он подобен пластилину и легко поддается деформации и искривлениям. Именно поэтому важно еще с детства формировать правильную осанку.

Для детей этого возраста можно взять классические упражнения, привычные для всех нас с детства и провести их в игровой или соревновательной форме. Важно заинтересовать ребенка, чтобы развить у него желание выполнять комплекс регулярно. Состоит он из следующих упражнений:

  1. Положить ребенка на спину ровно, руки опущены вниз вдоль тела. Поднять руки ребенка через стороны параллельно плоскости пола вверх и завести их за голову. Подержать так 5 секунд, а потом опустить по той же траектории вниз. Делается движение очень медленно и плавно около 5-6 раз. Дает хорошую растяжку.
  2. Положение такое же, ноги прямые. Упираясь на пятки и лопатки, ребенок должен поднять с пола таз. Требуется около 10 повторений. В самом начале нужно будет показать, как делать движение – достаточно резко, но без перекатываний.
  3. ИП такое же. Подъем таза выполняется по тому же принципу, но при этом уже словно с раскачиваниями: один раз поднимается вправо, а другой раз – влево. По 3 раза на каждую сторону.
  4. Лежа на спине, поставить ступни как можно ближе к тазу. Руками нужно постараться дотянуться до щиколоток, попеременно раскачивая приподнятый верх туловища в стороны. То есть плечи и голова приподняты, а пресс должен быть напряжен. Из этого положения по 5 раз на каждую сторону нужно дотянуться до ноги.
  5. Лечь на живот и делать упражнение «Супермен»: поднимать руки, голову, плечи и ноги одновременно. Делать 5-10 раз.
  6. Встать на четвереньки и делать упражнение «Кошка», попеременно выгибая спину вверх и вниз по пять раз на каждое положение.
  7. Упражнение «Собачка» делается из того же положения, но попеременно вытягиваются противоположные рука и нога, например, сперва левая рука и правая нога до прямой линии, а потом правая рука и левая нога. По 5 раз на каждую сторону.
  8. Далее встать ровно и ноги на ширине плеч. Делать упражнение мельница, описывая руками максимально широкие круги в воздухе. – 15-30 секунд
  9. Стоя делать наклоны вправо и влево, стараясь достать до колена – по 5-10 раз.
  10. Стоя делать наклоны вперед, стараясь дотянуться до пола, и назад, максимально отклоняя при этом корпус и выгибая спину – по 5-10 раз.

Первое время можно выбрать только 5 упражнений из перечня для коррекции сколиотической осанки постепенно добавляя новое каждую неделю. Причем стоит начинать с малого числа повторений. В случае симметричных движений на две стороны количество у них должно быть равное.

Профилактика нарушений осанки у детей

Комплекс на 7-10 лет уже делается более обширным, так как именно на этот период приходится бурный рост.

По статистике первая волна нарушений и искривлений приходится на возраст 8-10 лет.

А потому для предотвращения развития различных дефектов осанки, нужно делать такие упражнения в домашних условиях:

  1. Из положения стоя, ноги прямые, слегка расставленные. Нужно потянуться ручками вверх, приподнимаясь на носочки, словно хочется коснуться потолка. Потом опуститься на стопы. Делается 10 повторов.
  2. Наклоны головы влево-вправо, потом вперед назад – около минуты.
  3. Круговые движения головой – 15-30 секунд.
  4. Стоя прямо с вытянутыми расслабленными руками вдоль корпуса, нужно поочередно поднять правое, потом левое плечо, а потом оба. – 30 секунд.
  5. Махи руками по типу «Мельницы» вперед и назад — 30-60 секунд.
  6. Наклоны вправо и влево с руками, расположенными на поясе – по 5 раз на каждый бок.
  7. Шаги на месте 2-3 минуты, стараясь поднимать колени как можно выше. Чтобы усложнить задачу или задействовать наиболее активных детей, можно делать не шаги, а подскоки с поднятием колена.
  8. Прыжки с разворотом в 180 градусов сперва в левую сторону, а потом в правую. Делать по 5 раз на каждый бок.
  9. Сцепить руки в замок и из положения стоя нужно наклоняться вперед, вытягивая руки как можно дальше, прогибая немного спину в пояснице.
  10. Приседания выполняются по классической схеме – ступни стоят плотно на полу, спина ровная, руки за головой. Отклоняя таз назад, чтоб колени не заходили за носочки, осуществить приседание на «воображаемый стульчик (то есть не полный присяд). 10-15 повторов.
  11. Отжимания. Для мальчиков их можно практиковать от пола, а для девочек – от дивана или стула. Сделать 3-5 раз.
  12. Стойка на вытянутых руках, как при отжиманиях. Начинать с 15 секунд и довести до 1 минуты со временем, постепенно прибавляя время.
  13. Упражнение «Супермен» выполняется около 1-3 минут в зависимости от возможностей малыша.
  14. Мостик может выполняться из положения стоя, становясь на руки и ноги так, чтобы спина прогнулась, а мышцы живота немного растянулись. Либо из положения лежа. Выстоять нужно от 1 до 3 минут в зависимости от возможностей ребенка.
  15. Ласточка – классическое упражнение на выносливость и равновесие. Нужно развести руки в стороны, опереться на одну ногу, а вторую вытянуть и поднять. Спина немного прогнута, а тело в целом находится параллельно полу. В идеале выстоять нужно пару минут, но начинать стоит с малых показателей. Потом нога меняется.
  16. Усадить ребенка на пол и развести шире плеч ноги. Попросить его наклониться сперва к левой ноге, стараясь пальцами дотянуться до носков, а потом в центре, а далее – к носку правой ноги.

Это основные упражнения из комплекса гимнастики, которые можно применять у детей 7-10 лет для формирования осанки.

На картинке результаты занятий

Рекомендации

Если говорить об общих рекомендациях, как касающихся вышеуказанных комплексов, так и в целом, то необходимо:

  • Начинать тренировки с разогрева, будь то прыжки, бег на месте, интенсивные вращения конечностями и многое другое.
  • Заканчивать комплекс нужно заминкой с легкой растяжкой отработанных областей.
  • Не следует заставлять ребенка через боль и силу выполнять комплекс, в противном случае эффект будет отрицательный и все последующие занятия пройдут сквозь слезы.
  • Проводить тренировку лучше всей семьей или хотя бы отдельными ее представителями.
  • Чтобы весь процесс проходил интересно, можно включить веселую музыку или привнести соревновательный элемент.
  • Важно постоянно следить за осанкой ребенка и делать вовремя, но в негрубой форме замечания, показывая на личном примере, как правильно держать спину.
  • Для выработки привычки можно привлечь ребенка к упражнению с книгой на голове.
  • Также важно правильно оформить место учебы и отдыха ребенка в соответствии с возрастом.

Ну и естественно, никто не отменял своевременные и регулярные походы к врачу. Таким образом можно отследить состояние позвоночника и предупредить развитие патологии.

Памятка родителям

Прогноз

Применение различных комплексов упражнений дает отличные результаты для осанки ребенка. Они позволяют укрепить мышцы пресса, спины и всего тела в целом. Параллельно укрепляется организм, улучшается работа внутренних органов.

При регулярном выполнении искривление, как правило, не развивается. Но стоит учитывать, что если упражнения вызывали боль у ребенка, но родители все равно заставляли их выполнять, то это иногда приводило к противоположным результатам – вплоть до развития искривления за счет спазма мышц.

Суть упражнений для формирования правильной осанки у детей

Осанка — это способность тела контролировать своё положение в пространстве, преодолевая действие внешних сил (тяжести, реакции опоры, сопротивления и инерции). Это касается как статической (сидя в одной позиции), так и динамической (поддерживающая баланс) осанки.

Схематическое изображение лордоза, кифоза, сутулости и сколиоза

Частые дефекты осанки: поясничный лордоз, грудной кифоз и сутулость. Такие дефекты осанки могут сочетаться со сколиозом

Детская осанка — предмет, всё больше интересующий родителей. Хорошая осанка очень важна как для дошкольников, так и для младших школьников и подростков. Ни для кого не новость, что правильное положение позвоночника формируется с детства, особенно следует ему уделять внимание во время так называемых фаз быстрого роста: в 6–7 лет, а также в 11–12 лет.

Поскольку современные дети в большинстве ведут малоподвижный образ жизни (учёба в школе, игры за компьютером, просмотр телепередач), то возникает дефицит активных физических движений. А это влечёт за собой — нарушение осанки.

Даже если у ребёнка пока не обнаружено никаких проблем со спиной — активный образ жизни является отличной профилактикой. Учитывая интересы ребёнка, его можно записать на плаванье, верховую езду, боевые искусства. Эти виды спорта отлично формируют основы здоровой осанки. Для коррекции уже имеющихся проблем, а также, с профилактической точки зрения, если есть анатомическая расположенность, необходимо вовремя приобщить ребёнка к занятиям специальной гимнастикой. Лечебно-профилактический физкультурный комплекс против дефектов осанки в детском возрасте содержит в себе упражнения:

  • на тренировку мышечно-связочного аппарата спины — используют с целью профилактики;
  • корректирующие постановку позвоночного столба — применяют для избавления от нарушений осанки или с целью остановки прогрессирования искривлений.

Позитивное влияние ЛФК на здоровье организма выражается в таких изменениях, как:

  • укрепление мышечного корсета и достижение функциональной симметрии;
  • качественное развитие двигательных функций;
  • стимулирование обмена веществ;
  • натренированность сердца и лёгких;
  • стабилизация психоэмоционального фона;
  • тонизирующее и общеукрепляющее воздействие на организм;
  • устранение деформации — при лёгких формах — или остановка прогрессирования (в сложных случаях).

Необходимым условием занятий ЛФК при деформациях позвоночника, особенно на начальных этапах лечения, являются начальные разгрузочные позы (лёжа, стоя).

Что такое осанка? Это заданное на бессознательном, физиологическом, уровне единственно правильное положение тела взрослого или ребёнка в пространстве. Она — результат длительного эволюционного превращения человека. Искривления позвоночника — наша расплата за возможность ходить по земле на двух ногах.

Но таких патологий можно избежать, их также вполне реально корректировать (особенно на ранних стадиях), путём общего укрепления, растяжения и расслабления мышечного корсета — мышц спины, живота, торса.

упражнения для осанки

Эти задачи, собственно, и решает лечебная физкультура. Но при условии, что она является одним из звеньев комплекса процедур (массаж, физиотерапия, ношение корсета и др.), назначенных врачом-ортопедом или хирургом, в зависимости от диагноза и степени развития патологии позвоночного столба.

Диагностика нарушений осанки у детей
Нарушения осанки у детей диагностируются при осмотре врачом (хирургом, ортопедом). При выявлении патологий назначаются дополнительные исследования позвоночного столба — рентген, УЗИ, КТ, МРТ и др

По данным статистики нарушения осанки различной степени тяжести встречаются:

  • у 2,1% грудничков — они чаще наследственные;
  • у 15–17% дошколят — в большинстве случаев из-за недостаточной физической активности;
  • у 33% школьников младших классов — вследствие неправильного распределения нагрузки на определённые группы мышц;
  • у 67% старшеклассников — сказывается длительное пребывание в одной и той же позе (зачастую неправильной) в процессе обучения, большую роль играет несвоевременное выявление проблемы и пренебрежение профилактическими мерами.

Укрепляя мышечный корсет с помощью специально разработанного комплекса упражнений, вы сохраните малышу и красивую осанку, и здоровье. ЛФК можно смело называть и терапевтическим (лечебным) мероприятием, и профилактическим.

Физические упражнения:

  • во-первых, ускоряют кровообращение;
  • во-вторых, способствуют усилению притока питательных веществ и к мышцам, и к связкам, и к костям, что приводит к их росту и укреплению.

Физические упражнения при нарушениях осанки, искривлениях позвоночника бывают различной направленности.

  1. Общеразвивающие — с проработкой всех групп мускулов и акцентом на мускулатуру торса, спины, живота.
  2. Дыхательные — для расширения грудины, тренировки диафрагмы;
  3. Специальные, направленные непосредственно на коррекцию искривлений в разных плоскостях и подразделяющиеся, в свою очередь, на:
    • симметричные — поддерживающие, предусматривающие тренировку ослабленных (или неразвитых) мышц на стороне дуги (выпуклости) позвоночника и способствующие растяжению, расслаблению, снятию тонуса мышц со стороны вогнутости дуги позвоночника;
    • асимметричные — коррегирующие, назначаемые врачом индивидуально в соответствии с поставленным диагнозом (выполняются под контролем специалиста).

Осанка — не что иное, как навык (двигательный). И она может формироваться и коррегироваться путём регулярных повторений до образования (выработки) условных (приобретённых) рефлексов.

Задача ЛФК — научить ребёнка принимать и удерживать правильное (физиологическое) положение тела, выработать и закрепить двигательный навык на уровне условного рефлекса. Положительный результат при этом достигается только посредством регулярных тренировок на протяжении длительного временного отрезка.

ЛФК для младшей возрастной группы

Правильную осанку нужно начинать формировать у ребенка до 6 лет. Комплекс ЛФК при нарушении осанки включает в себя следующие упражнения:

  1. Ходьба в течение 15 секунд.
  2. Ходьба на носочках или с высоким подниманием коленей, руки расположив на поясе — 15 секунд.
  3. Ноги на ширине плеч, выпрямить руки. Поднимая их на вдохе, опуская при выдохе, выполнить 4 подхода.
  4. Стоя прямо, ноги вместе, поднять гимнастическую палку, заведя ее за спину. Вытянуть руки вверх, прогнув поясницу, вернуться к исходной позиции, повторять не менее 4 раз.
  5. Лечь на спину (выпрямить ноги, руки вытянуть вдоль корпуса). При выдохе поднять одну ногу, вдохнуть, затем другую. Выполнить 10 подходов.
  6. Перевернуться на живот. Приподнять от пола все конечности и грудь, удерживаясь в положении около 4 секунд. Повторить не менее 4 раз.
  7. В том же исходном положении напрячь плечи, сделать выпады руками, имитируя удары боксера. Для каждой руки сделать 8 повторов.
  8. Стоя на коленях, сомкнуть ступни, руки опустить. Отводя по очереди каждую ногу вбок, разводить руки в стороны. Сделать не менее 4 повторов.

При выполнении каждого упражнения нужно ровно держать спину, слегка прогибая ее в пояснице, а также не задерживать дыхания.

Решить, какие упражнения войдут в комплекс ЛФК, поможет ортопед, так как все индивидуально. Кроме этого, врачи советуют каждые 2–3 недели менять или усложнять упражнения, чтобы не снижалась эффективность от занятий, а мышцы не привыкали к однотипной нагрузке.

Запрещённые упражнения при дефектах осанки

Различают осанку 4-х типов по Штаффелю. Первый тип — это здоровая осанка с нормальными физиологическими изгибами позвоночника, позволяющими амортизировать нагрузки, равномерно распределяя их на позвоночный столб и связочно-мышечный аппарат. Остальные три типа отражают те или иные нарушения в грудном либо поясничном отделе.

Каждый тип нарушения подразумевает неправильное положение всей конструкции позвоночника. Поэтому воздействуя посредством физкультуры, например, на грудной отдел — обязательно необходимо учитывать также состояние шейного и поясничного. Чтобы избежать «перекосов» необходимо воздержаться от некоторых видов упражнений. При деформациях позвоночника в лечебной физкультуре следует избегать:

  • чрезмерных перегибов в грудном и поясничном отделах;
  • статических упражнений с жёсткой нагрузкой на спину (особенно в положении сидя);
  • резких рывков, поворотов, скручиваний;
  • одностороннего подъёма тяжестей;
  • неравномерной нагрузки на корпус;
  • акробатических элементов (стойка на лопатках, голове или руках, мостик, берёзка, кувырки);
  • бега на скорость, прыжков, соскоков (сотрясения чрезмерно травмируют позвоночник);
  • упражнений, перерастягивающих позвоночник при закруглённой нестабильной спине (пассивные висы).

ЛФК для школьников

Детям старше 6 лет нарушение осанки нужно корректировать, выполняя следующие упражнения:

  1. Держа в руках мяч, встать, расставив ноги по ширине плеч. Вытянуть руки над головой, глядя на мяч, опустить его к уровню груди, разведя локти, опустить руки. Повторять не менее 5 раз.
  2. При той же начальной позиции вытянуть руки с мячом вверх, прогнуться, кинуть мяч за спину. Опустить руки, отводя их в стороны. Выполнить 4 повтора.
  3. В положении лежа поднять ноги на 30°. Держа их прямо, поочередно разводить в стороны и скрещивать. Корпус с руками не должны отрываться от пола. Сделать не менее 8 раз.
  4. При том же исходном положении положить руки на корпус (одну на живот, вторую на грудь). Глубоко вдохнуть, обе руки должны одновременно подниматься. Выдохнуть, руки также должны опуститься. Сделать 4 повтора.
  5. Перевернуться на живот. Соединить на затылке руки, разведя локти, соединив лопатки. Поднять верх корпуса, удерживая положение 5 или более секунд. Повторять 4 раза.
  6. Лежа на спине по очереди сгибать и разгибать ноги в коленях, как при велосипедной езде. Для каждой ноги сделать по 15 повторов, после чего отдохнуть 30 секунд, следя за дыханием. Сделать еще 1–2 подхода.
  7. Лечь на живот, развести руки, повернув их вниз ладонями. Верхнюю часть тела и ноги поднять, прогибаясь в пояснице. Задержаться в такой позе на несколько секунд, после чего опуститься, расслабиться. Повторить 3 раза.
  8. Лежа на спине вытянуть руки вдоль тела, держа ладони вверх. Плотно прижимая тело к полу, развести руки, после вытянуть над головой, потянуться, выполнить действия с руками в обратном порядке. Повторить 4 раза.
  9. Встать на четвереньки, одновременно поднять левую ногу и правую руку, задержаться на 5 секунд. Повторить для другой руки и ноги. В пояснице не прогибаться. Делать упражнение 4 раза для каждой пары рука-нога, двигаясь медленно.
  10. В той же позе, держа гимнастическую палку, вытянуть руки перед собой. Поднять палку над головой, опустить к лопаткам, после чего присесть. Далее в обратном порядке. Повторять медленно не менее 6 раз.

Упражнения при нарушении осанки у детей следует совмещать с правильным дыханием. Последнее ни в коем случае нельзя задерживать. По окончании комплекса ребенок должен походить простым шагом, держа спину прямо, примерно 3 минуты.

Подготовительный этап

После того как физиотерапевт определил тип деформации осанки, противопоказания исключены, а сопутствующие факторы учтены — пациенту назначают определённый комплекс ЛФК, направленный на коррекцию и устранение дефектов. Прежде чем приступить к выполнению комплекса, нужно убедиться, что ребёнку обеспечен достаточный комфорт, ничто его не беспокоит и не угрожает его самочувствию. Вот некоторые правила подготовки:

  • перед занятиями необходимо питательно поесть примерно за 1,5–2 часа. Приём пищи должен содержать достаточное количество сложных углеводов (каши, салаты, бобовые, зерновые продукты, орешки, семечки). С собой обязательно иметь бутылочку чистой питьевой воды, которую пить небольшими глотками по мере надобности;
    Обед школьника

    Поесть перед гимнастикой нужно питательно, примерно за 1,5–2 часа

  • помещение для занятий должно быть просторное, хорошо проветренное (вентилируемое), комфортной температуры (17–20 градусов);
  • одежда и обувь для занятий — из комфортной эластичной и «дышащей» ткани, покрой — не сковывающий движения, не пережимающий отдельных мест на теле.
    Девочка выполняет упражнения

    Спортивная форма должна обеспечить свободу движений

Занятия проходят в специально оборудованных медицинских кабинетах с сопровождением инструктора — физиотерапевта. В дальнейшем несложные комплексы можно практиковать в домашней обстановке.

Возможные последствия и осложнения

Все знают о пользе лечебной физкультуры и её немалой роли в исправлении дефектов осанки. Однако о возможных последствиях и осложнениях задумывается не каждый взрослый, тем более — ребёнок. А они вполне реальны, если не соблюдать технику упражнений, или разрабатывать себе комплексы самостоятельно, без сопровождения хирурга-ортопеда и физиотерапевта. В этом случае могут ожидать такие неприятности, как:

  • возникновение болевого синдрома;
  • невралгия вследствие пережатия нервного корешка позвоночника;
  • спазмы мышц;
  • растяжка связочного аппарата;
  • усиление существующей нестабильности позвоночника;
  • усугубления имеющегося дефекта.

Чтобы физические упражнения шли на пользу, ребёнок должен чётко знать и соблюдать правила техники безопасности, а также постоянно быть под контролем инструктора.

ЛФК показана при сколеозе, кифозе, лордозе у детей

Искривление позвоночника может развиваться в разных его отделах, в различных плоскостях, и различаться по степени тяжести. Лечебная физкультура показана при любом нарушении осанки, а также при травматических повреждениях позвоночника (компрессионный перелом и др. на этапе реабилитации — спустя 2–3 месяца после травмы). Только упражнения подбираются исключительно лечащим врачом в зависимости от вида и степени развития заболевания.

Наш позвоночник имеет:

  • два изгиба вперёд — шейный и поясничный — это лордозы;
  • два изгиба назад — грудной и поясничный — это кифозы.

И лордозы, и кифозы имеют каждый свой нормальный угол прогиба. Увеличение или уменьшение этого угла считается патологией, и степень её определяется разницей между нормой и реальным значением. ЛФК назначается при патологических кифозах (сутулость, горб, болезнь Шейермана-Мау) и патологических лордозах (плоская спина, к примеру).

Но у школьников самым распространённым нарушением осанки считается сколиоз — патология, характеризующаяся искривлением позвоночника вправо либо влево, т. е. вбок. Он бывает четырёх степеней (классифицируют по углу отклонения от считающегося нормальным).

ЛФК для детей при искривлениях позвоночника
Заниматься лечебной физкультурой ребёнок может и в домашних условиях, но предварительно он и его родители должны пройти консультацию врача в кабинете ЛФК и научиться правильно выполнять упражнения

Упражнения для осанки на фитболе

Эффективны для восстановления красивой осанки занятия с фитболом. Для детей ростом до 160 см нужно подбирать мяч 55–65 см в диаметре. Так же, как и при выполнении упражнений лечебной физкультуры, тренируясь на фитболе, следует избегать резких движений — всё делать плавно и медленно, стараясь по максимуму растянуть мышцы спины.

Среди базовых упражнений для коррекции искривлений позвоночника на фитболе можно встретить массу вариаций.

Упражнения на фитболе
Фитбол подбирайте по росту ребёнка
  1. Одна нога ребёнка стоит на полу, вторая — на мяче так, чтобы угол между икроножной мышцей и бедром составлял 90°, и отведена в сторону . Он начинает не спеша разгибать согнутую ногу, одновременно откатывая ею фитбол в сторону (счёт 1, 2, 3, 4), а верхнюю часть тела отклоняя в противоположном от движения мяча направлении. При этом очень важно держать спину ровно и не потерять равновесия. Возвращается в исходную позицию, сгибая выпрямленную на мяче ногу и одновременно подкатывая фитбол к себе (счёт 1, 2, 3, 4). То же нужно проделать и другой ногой. Начинать можно с 3–4 повторений и в процессе тренировок постепенно дойти до 12–15 и 2 подходов.
  2. Ребёнок становится к фитболу лицом, поднимает одну ногу и ставит её на мяч (угол между икроножной мышцей и бедром 90°). Опорная нога (на которой он стоит) касается фитбола голенью. На счёт 1, 2, 3, 4 он не спеша откатывает ногой, которая стоит на мяче, фитбол вперёд. При этом его спина сначала обязательно прямая, равновесие удерживается. Затем руки уходят назад, корпус тоже прогибается назад, пока руки он не заведёт за голову (всё медленно). Цель этого упражнения: добиться того, чтобы выпрямленная на мяче нога и корпус стали представлять собой одну ровную линию. В исходное положение возвращается так же медленно. Те же действия ребёнок повторяет второй ногой. Количество повторений — от 3–4 до 12–15, в зависимости от этапа тренировок, подходов 2.
  3. Теперь ребёнок располагается к фитболу спиной. Кладёт одну ногу на мяч голенью. Нога, на которой он стоит — опорная — касается мяча икроножной мышцей. Он не спеша откатывает фитбол ногой, которая на мяче лежит, назад (счёт 1, 2, 3, 4). Корпус и руки при этом уходят вперёд и по максимуму вытягиваются, пока не образуют с ногой на фитболе ровную линию (следите, чтобы у ребёнка была ровная спина, он не наклонял голову и не поднимал таз). Возвращаться в исходную позицию он тоже должен медленно на счёт 1, 2, 3, 4. Повторов от 3–4 до 12–15 со временем. Подходов — 2. То же нужно проделать и со второй ногой.
  4. Ребёнок ложится на мяч бёдрами, упор делает ладонями и носками в пол (при этом ноги и руки — на ширине плеч). Не спеша он поднимает ноги вверх (насколько может) — счёт 1, 2, 3, 4. В верхней точке немного задерживается — счёт 5, 6. И так же не спеша опускает ноги в исходное положение — счёт 7, 8, 9, 10. Повторов делает в зависимости от физической подготовки — от 3–4 до 12–15.
  5. Ребёнок, стоя на коленях, обнимает фитбол и сплетает руки вокруг него. Носками он при этом может упереться в стенку (для удержания равновесия). Не спеша, опираясь животом о мяч, поднимите корпус так, чтобы с выпрямленными ногами, опирающимися о стену, он образовал прямую линию — счёт 1, 2, 3, 4. Задержитесь так на некоторое время — счёт 5, 6. Вернитесь, так же медленно и плавно, в исходную позицию — счёт 1, 2, 3, 4. Повторов — от 3–4 до 12–15.

Можно при достаточной физической подготовке во время выполнения упражнений делать несколько подходов, перемежая их кратковременным отдыхом.

Упражнения с гимнастической палкой
При искривлениях позвоночника не рекомендуется использовать утяжелители (гантели, штанги и др.). А вот занятия с гимнастической палкой очень хорошо помогают формированию навыка правильной осанки

Тренировки с гимнастической палкой

Ребёнку намного легче научиться сохранять равновесие и удерживать тело в правильном положении, когда в руках у него гимнастическая палка. На начальных этапах тренировок этот спортивный снаряд помогает контролировать правильность и точность выполнения упражнений.

  1. Ребёнок садится на пол, ноги вытягивает перед собой. Руки, удерживающие спортивный снаряд — палку гимнастическую — прижимает к груди (ладони развёрнуты от себя). При этом у него спина обязательно ровная, а мускулатура пресса напряжена. На вдохе он не спеша вытягивает руки с гимнастической палкой вперёд и располагает их параллельно ногам — счёт 1, 2, 3. Возвращается в исходную позицию медленно, на выдохе — счёт 1, 2, 3. Делает 2 подхода по 3–4 раза вначале тренировок, и по 12–15 со временем.
  2. Ребёнок сидит на полу. Если может, то в позе лотоса. Если нет — пусть для начала садится по-турецки. Колени он должен постараться максимально прижать к полу, а спину — обязательно держать ровно. Руки он вытягивает вперёд. В них — гимнастическая палка. Ребёнок не спеша поднимает палку вверх — счёт 1, 2, 3, 4. Задерживается в верхней точке (палка параллельно полу) — счёт 5, 6. Медленно опускает палку в исходную позицию — счёт 7, 8, 9, 10. Повторений до 12–15, подходов — 2.
  3. Ребёнок — в положении “стоя”, руки — подняты вверх (гимнастическая палка в них), перпендикулярно полу. Он наклоняется вперёд (на выдохе) и вытягивает руки также вперёд (палку располагает параллельно полу) — счёт 1, 2, 3, 4. Задерживается в этом положении — счёт 5, 6. Отклоняется назад (на вдохе) максимально глубоко (ноги обязательно прямые) — счёт 7, 8, 9, 10. Задерживается так — счёт 11, 12. На выдохе не спеша возвращается в исходную позицию — счёт 13, 14, 15, 16. Повторов — 12–15, подходов делает два.
  4. Ребёнок — в позиции “стоя”, с ровной спиной, ноги расположил на ширине плеч. Руки его подняты вверх (вместе с палкой). Он делает наклон вправо (на выдохе) — счёт 1, 2. И возвращается в исходное положение на вдохе — счёт 3, 4. Те же действия совершает и влево. Повторов — 10 вправо и 10 влево, подходов — 2.
  5. Ребёнок стоит, спина у него прямая, руки он опустил вниз (гимнастическая палка — в руках), ноги — стоят на ширине плеч. Он очень медленно, на выдохе, приседает, но не до конца, словно садится на стул. Руки (с гимнастической палкой) поднимает (палка параллельно полу) — счёт 1, 2, 3, 4. Задерживается так, полусидя — счёт 5, 6. Медленно поднимается на вдохе, руки с палкой при этом опускаются — счёт 7, 8, 9, 10. Повторов до 10–12, подходов — 2.

Упражнения ЛФК в детском возрасте необходимо выполнять и в профилактических целях.

Делайте с малышом начиная с самого раннего возраста по утрам короткую (на 10–15 минут) зарядку.

Включайте в неё:

  • приседания — одновременно отводя руки назад;
  • сцепление рук за спиной в замок (левая снизу — правая сверху, правая снизу — левая сверху);
  • наклоны назад (плюс при этом разведение рук в стороны);
  • хождение (да-да, как в дамских романах) с книгой на голове;
  • прогибы назад (с мячом, гимнастической палкой или любым другим не тяжёлым предметом в руках);
  • приседания (не простые — на носочках);
  • вытягивание рук в замке вверх, назад и др.

Висеть на перекладине можно только тогда, когда у ребёнка не диагностировано ни одно из патологических состояний, связанных с искривлением позвоночника.

Занятия ЛФК при нарушениях осанки
Медики уверены, что для формирования здоровой осанки у ребёнка, он должен вести активный образ жизни и заниматься физкультурой регулярно


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Суставы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector