ЛФК для детей — занятия с инструктором в Москве по доступным ценам

ГЛАВНЫЙ КИТАЙСКИЙ ВРАЧ ПО СУСТАВАМ ДАЛ БЕСЦЕННЫЙ СОВЕТ:
ВНИМАНИЕ! Если у Вас нет возможности попасть на прием к ХОРОШЕМУ врачу - НЕ ЗАНИМАЙТЕСЬ САМОЛЕЧЕНИЕМ! Послушайте, что по этому поводу говорит ректор Китайского медицинского университета Профессор Пак.

И вот какой бесценный совет по восстановлению больных суставов дал Профессор Пак:

Читать полностью >>>
Содержание

Регулярная лечебная физкультура для детей основа здоровья

Физкультура в целом — понятие довольно широкое. Ее цель — улучшение физического развития, укрепление иммунитета малыша или подростка. Речь идет не о профессиональном спорте и не о покорении олимпийских высот. Просто каждому карапузу вне зависимости от возраста, пола, состояния здоровья, нужна физическая нагрузка. Естественно, малышам и подросткам она нужна в разном объеме.

Лечебная физкультура (ЛФК) для детей показана при наличии определенных проблем со здоровьем. Она представляет собой особый комплекс упражнений, которые приводят в тонус или расслабляют совершенно конкретные группы мышц, суставы, части тела. ЛФК для детей назначается не только для лечения существующих проблем и недугов, но и для профилактики болезни, если к ней у ребенка, по мнению врачей, есть предрасположенность.

Комплекс ЛФК составлен из упражнений спортивно-прикладных, гимнастических и игровых. В медицине существует несколько десятков разнообразных рекомендованных комплексов, которые назначают для реабилитации детей-инвалидов, для восстановления после травм, для реабилитации после операций.

Лечебная гимнастика подразумевает наличие отдельных программ занятий для малышей и подростков с недугами органов дыхания, для деток с нарушением двигательных функций, для малышей с болезнями почек и других органов, а также для детей с неврологическими нарушениями.

В каждой из этих групп учитывают не только установленный диагноз, но и возраст, степени и тяжесть недуга, сопутствующие заболевания. Только с учетом всего вышеперечисленного врач может назначить конкретные упражнения для ребенка. Имеет важнейшее значение и физкультурная группа ребенка или группа по ЛФК, о них мы расскажем ниже.

Чаще всего занятия ЛФК входят в комплексное лечение — они сочетаются с посещением физиотерапевтического кабинета, массажем, плаванием в бассейне, дыхательной гимнастикой, вспомогательными и альтернативными методами лечения, а также с приемом медикаментов по назначенной доктором схеме.

Занятия ЛФК для детей дошкольного возраста должны стать неотъемлемой частью физического развития ребенка. Для укрепления иммунитета могут применяться аэробные упражнения: гимнастика, плавание, бег, аэробика, пешие прогулки и др. Отличные результаты достигаются также с помощью дыхательных тренировок.

По мнению ученых, ЛФК оказывает на иммунную систему более благотворный эффект, чем даже сбалансированное питание.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Заболевания органов дыхательной системы у детей приводят к нарушению газообмена, поражению сердечно-сосудистой системы, нарушению обмена веществ, снижению защитных и приспособительных реакций организма. ЛФК для детей помогает эффективно решить эти проблемы.

В период болезни двигательная активность ребенка резко ограничена – сами родители ограждают больного малыша от каких-то физических нагрузок. С помощью ЛФК обеспечивается улучшение деятельности дыхательных мышц, легких и бронхов. Занятия лечебной физкультурой способствуют более глубокому и ритмичному дыханию, улучшению дренажной функции бронхов. Повышенная вентиляция легких значительно увеличивает газообмен и способствует лучшему обогащению крови кислородом.

Благодаря ЛФК для детей у них активизируется выработка биологически активных веществ, которые обеспечивают лучшую устойчивость организма к различным микроорганизмам.

ЛФК для детей - занятия с инструктором в Москве по доступным ценам

При выполнении физических упражнений усиливается деятельность надпочечников, которые отвечают за выработку противовоспалительных гормонов и снижение чувствительности организма к воздействию тех или иных аллергенов.

Таким образом, при правильном и регулярном применении ЛФК для детей происходит значительное ускорение процесса их выздоровления, а также предупреждение повторных рецидивов заболевания.

Лечебная физкультура для детей дошкольного возраста должна стать непременной частью физического воспитания малыша. Иммунитет укрепляют все виды аэробных физических упражнений: плавание, гимнастика, аэробика, бег, прогулки и т.п. Очень важное значение для повышения иммунитета имеют дыхательные тренировки.

Исследования ученых показали, что ЛФК дома для детей более благотворно влияет на иммунную систему, чем сбалансированное питание.

При заболеваниях органов дыхания у детей нарушается газообмен, страдает , изменяется обмен веществ, снижаются защитные и приспособительные реакции организма.

Во время болезни резко ограничивается двигательная активность малыша. В то же время сами родители пытаются оградить больного ребенка от какой-либо физической нагрузки. Лечебная физкультура (АФК) улучшает работу дыхательных мышц, бронхов и легких. Гимнастические упражнения делают дыхание более глубоким, ритмичным, укрепляют дыхательные мышцы, улучшают дренажную функцию бронхов. Повышение вентиляции легких приводит к значительному увеличению газообмена, кровь лучше обогащается кислородом.

АФК активизирует выработку биологически активных веществ, увеличивающих устойчивость организма к вирусам и бактериям. Физические упражнения, усиливая деятельность надпочечников, которые вырабатывают противовоспалительные гормоны, понижают чувствительность организма к воздействию различных аллергенов.

Применение физических упражнений у детей 2-го и 3-го годов жизни. ЛФК для детей 2 лет состоит только из активных физических упражнений, которые действуют с наибольшей нагрузкой. Необходимо помнить, что на втором и третьем году жизни имеются значительные различия в темпе и характере развития отдельных детей, что требует строго индивидуального подхода. До полутора лет рекомендуется заниматься с одним ребенком или двумя, затем численность группы можно увеличить до 4 — 6 человек.

Учитывая быструю утомляемость детей 2-го и 3-го годов жизни, следует внимательно дозировать физическую нагрузку. Лечебная физкультура для ребенка 2-х лет должна быть организована в игровой форме, в противном случае удержать интерес малыша к занятиям будет очень не просто.

В комплекс лечебной физкультуры детей 3-х лет включают 8-12 упражнений на различные группы мышц. Не рекомендуется длительно повторять одно и то же упражнение.

В ЛФК для детей 3-4 года широко используются игрушки, простейшие гимнастические снаряды (мячи, палки, скамейки и др.). После полутора лет занятия можно проводить игровым методом, в виде коротких двигательных рассказов («прогулка по лесу», «пошли в гости» и др.).

ЛФК для детей 3-х лет может проводиться на улице, в различное время года это могут быть летние и зимние активные виды спорта, и подвижные игры. С 2 — 3 лет детей обучают катанию на санках. Малыши катаются по дорожкам, спускаются с небольших снежных горок, с 5 — 6 лет — возят друг друга. Катание на санках развивает у детей силу, ловкость, решительность.

С 3 — 4 лет детей можно обучать ходьбе на лыжах. При этом должны соблюдаться строгая последовательность и постепенность в освоении основных элементов движений. Сначала дети двигаются без палок. В зависимости от возраста и умений время ходьбы на лыжах составляет от 15 — 20 до 40 минут. Такие движения укрепляют и развивают все основные группы мышц, совершенствуется работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Езда на велосипеде доступна детям уже с 2 — 3 лет. Размеры велосипеда должны соответствовать росту ребенка. Длительность езды в умеренном темпе составляет для детей 3 — 4 лет 10-12 минут, для детей 6 — 7 лет — 20 — 30 минут. Эти занятия способствуют развитию выносливости, ловкости, укрепляют мышцы ног и стопы, тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Статья прочитана 13 819 раз(a).

Лечебная физкультура для детей – это не только метод лечения уже возникших заболеваний, но и способ их профилактики с помощью физических упражнений.

Лечебная физкультура для детей дошкольного возраста должна стать непременной частью физического воспитания малыша. Иммунитет укрепляют все виды аэробных физических упражнений: плавание, гимнастика, аэробика, бег, прогулки и т.п

Очень важное значение для повышения иммунитета имеют дыхательные тренировки

При заболеваниях органов дыхания у детей нарушается газообмен, страдает сердечно-сосудистая система, изменяется обмен веществ, снижаются защитные и приспособительные реакции организма.

Выявленное нарушение осанки у детей дошкольного возрастаможет быть первым тревожным сигналом для родителей, многие тяжелые генетические заболевания, как сколиоз и кифоз, начинают проявляться именно в этом возрасте

Регулярная лечебная физкультура для детей основа здоровья

Всех детей принято делить на пять групп. Этим делением занимаются детские врачи. Давайте подробнее поговорим о том, какие ребята относятся к этим группам и какие физические нагрузки им показаны.

Первая (группа А)

К этой группе относятся здоровые дети, у которых нет никаких хронических заболеваний. Физическое и психологическое развитие представителя первой группы полностью соответствует его возрасту. Существенных ограничений для него не существует, кроме возрастных.

Гимнастика ЛФК проводится по желанию родителей и исключительно с профилактическими целями. К рекомендованным упражнениям относят общеукрепляющие комплексы упражнений, занятия со спортивными снарядами, общую физкультуру.

Вторая (группа В)

К этой группе педиатр отнесет в целом здорового ребенка, но имеющего незначительное отставание по росту, весу, по физическому развитию от эталонных возрастных нормативов и стандартов. К этой группе отнесут детей, которые более 3-4 раз в год болеют простудными и вирусными недугами, а также ребят с незначительными нарушениями речи.

Критерии этой группы довольно размыты и неточны, а потому она вызывает больше всего вопросов. Физическая нагрузка детям этой группы рекомендована общая, общеукрепляющая, со спортивными снарядами и без таковых. К ней рекомендуется добавлять дыхательную гимнастику.

Третья (группа С)

Сюда относят детей, у которых есть хронические заболевания, но они не сильно мешают жить, то есть находятся в полностью компенсированном состоянии. Обострения у таких детей бывают редкими, в состоянии ремиссии самочувствие ребенка нормальное.

Обычно третью физкультурную группу ставят детям при хроническом бронхите, при опущении почек, при искривлении осанки, если она не вызывает иных нарушений в организме. Физические нагрузки таким ребятам показаны лечебные, нормативы на обычных уроках физкультуры снижены.

ЛФК для детей - занятия с инструктором в Москве по доступным ценам

Эта физкультурная группа предусмотрена для детей с хроническими болезнями в состоянии субкомпенсации. Если малыш часто страдает обострениями, долго восстанавливается после них, его самочувствие страдает, ему показаны определенные узконаправленные лечебные упражнения. В эту группу чаще всего попадают детки при бронхиальной астме, при легких формах ДЦП.

Пятая (группа Е)

Эта группа для детей с тяжелыми заболеваниями, имеющими хронический характер, – с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), которые не могут в силу недуга посещать садик или школу. Для них групповые занятия ЛФК осуществляются редко, чаще это индивидуальные занятия с индивидуальными же назначениями относительно рекомендованного комплекса.

В первой группе обычно насчитывается не более четверти от общего количества всех детей: по статистике Минздрава, количество совершенно здоровых детей находится на уровне 20-25%. Проблема в том, что нередко в первую группу попадают дети не потому, что они здоровы, а потому, что им еще не установили диагноз, ведь некоторые заболевания имеют невыраженное и медленное течение.

Дети из третьей и четвертой групп довольно часто объединяются в одну группу для занятий физкультурой, у них довольно схожие программы физических нагрузок. Такую объединенную группу называют «специальной».

Довольно часто родителей интересуют конкретные диагнозы. Достаточно сложно сказать, к какой группе отнесут ребенка с компрессионным переломом позвоночника, ведь последствия травмы могут быть различными. Не менее сложно прогнозировать и групповое определение после перенесенной пневмонии. При спастической диплегии, гемипарезе, при кривошее группу устанавливают и могут менять в течение жизни.

Помимо общего состояния здоровья, специалисты ЛФК обращают особое внимание и на типы болезней. Так, дети с заболеваниями органов дыхания обычно попадают в одну группу для занятий, а ребята с нарушениями двигательных функций — в другую.

Разновидности упражнений

При назначении лечебных физических упражнений учитывается физическая подготовленность ребенка, его возраст, а также особенности течения и форма заболевания.

Комплекс лечебных упражнений следует выполнять дважды в день – в утреннее и вечернее время, не раньше, чем через час после приема пищи и за час-полтора до сна. Занятия должны продолжаться около 10-15 минут.

Лечебную гимнастику необходимо выполнять регулярно, постепенно повышая физическую нагрузку. Ослабленным болезнью детям назначается минимальная нагрузка.

Помещение, в которой планируется выполнение упражнений, должно быть хорошо проветрено, температура в нем должна быть не выше 18°С.

Одежда для занятий у малыша должна быть свободной, не стесняющей движений, желательно из натуральных материалов.

ЛФК для детей должно проводиться в занимательной, игровой форме, для разнообразия в комплекс включаются те или иные специальные упражнения, которые вызывают у малышей интерес.

В ходе занятий необходимо постоянно следить за дыханием ребенка, вдох и выдох должен производиться носом. При этом должна регулироваться правильная работа диафрагмы: делая вдох, ребенку нужно втягивать живот.

При выполнении упражнений должен соблюдаться медленный или средний темп, без рывков и задержки дыхания. Нагрузка на все части тела также должна быть равномерной – нужно контролировать смену движений туловища, верхних и нижних конечностей.

В начале занятий выполняются более легкие движения, с постепенным усложнением. Завершают комплекс ЛФК легкие упражнения и ходьба.

Длительность систематического применения лечебной физкультуры для детей составляет не менее шести месяцев.

ЛФК должна стать частью общего режима ребенка и выполняться каждый день в строго определенное время.

Если состояние малыша резко ухудшилось: поднялась температура тела, появился частый и интенсивный кашель, общее недомогание, проведение гимнастики необходимо временно прекратить до того момента, когда исчезнут все данные симптомы. После того, как состояние улучшится, занятия можно возобновить.

Получить компетентную консультацию грамотного врача-ортопеда или физиотерапевта по вопросам лечебной гимнастики для детей и взрослых можно в ведущем многопрофильном медицинском центре Москвы – Юсуповской больнице. Наши специалисты помогут подобрать комплекс физических упражнений, выполнять которые можно при любых проблемах со здоровьем и в профилактических целях.

Запись на прием к реабилитологу и другим врачам проводится по телефону Юсуповской больницы и на сайте клиники через форму обратной связи.

Список литературы

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • Бадалян Л. О. Невропатология. — М.: Просвещение, 1982. — С.307—308.
  • Боголюбов, Медицинская реабилитация (руководство, в 3 томах). // Москва — Пермь. — 1998.
  • Попов С. Н. Физическая реабилитация. 2005. — С.608.

Наши специалисты

Цены на услуги *

  1. Ходьба на месте с поднятием коленей – 30 секунд. Затем движения усложняются: правой рукой дотрагиваться до левого поднятого колена и наоборот.
  2. Стоя возле стены, ступни расположены на 15-20 см дальше от стенки. Прислонить кисти рук к стенке и потягиваться вверх, слегка прогнувшись в грудном отделе (вдох). Спина не соприкасается со стенкой. Опустить руки, прижаться спиной к стене, голову наклонить вперед-вниз (выдох). Упражнение можно усложнить, выполняя его на носочках.
  3. Стоя, руки расставлены в стороны, ноги – на ширину плеч. Приседая, наклониться вбок и дотронуться рукой до ступни – выдох. На вдохе вернуться в вертикальное положение. Выполнить вправо и влево по 6-8 раз. Усложнить: ступни соединить вместе.
  4. Стоя возле стены на расстоянии полутора шагов. Наклониться до пояса, касаясь пальцами вытянутых рук стенки – выдох. На вдохе выпрямиться, отвести руки назад. 6-8 повторов.
  5. Встать прямо, ноги соединить вместе. Согнуть ногу в колене, хлопнуть под ней в ладоши. Повторить для каждой ноги 12 раз. Усложнить упражнение: поднимать вперед выпрямленную в колене ногу.
  6. Поставить по бокам от ребенка по табуреты. Наклоняясь в сторону, хлопнуть рукой по сиденью, выпрямиться, сделать хлопок в ладоши над головой. Выполнить по 10 раз влево и вправо. Усложнить: наклоны в сторону, не сгибая ног в коленях.
  7. Прыжки на месте, руки на поясе – 40 секунд. Усложнить: прыгать, поворачивая корпус на 90 градусов в сторону.

Не стоит думать, что любые физические упражнения способны исправить искривленный позвоночник. Некоторые могут серьезно навредить детскому организму. Итак, какая гимнастика для детей для исправления осанки противопоказана:

  • акробатические элементы (в том числе всевозможные стойки на мостике, на руках, на голове, березка, кувырки);
  • бег любой скорости, прыжки, прискоки;
  • всевозможные висы, при которых позвоночник чрезмерно растягивается.

Некоторые упражнения запрещены при искривлении позвоночника у детей

Также родителям, чьим детям диагностировали искривление, следует внимательно отнестись к этому и препятствовать подъему тяжестей детьми, особенно на одну сторону. Также детям нужно избегать скручиваний, поворотов и резких рывков, подкидываний.

Здесь нужны не игры и сказки, а простые физические упражнения, ребенок дыханием, языком, движением и положением губ должен ощутить, как по-разному произносятся звонкие и глухие…

стишки для зарядки

Железнова Екатерина. Зарядка для язычка : артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей. Веселая зарядка для малышей. С помощью таких упражнений можно разнообразить занятия с детьми. У себя на кухне возмущаться на несправедливость жизни- да…

Высовывает язык

Высовывает язык. Логопедия, развитие речи. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского Сыну 4.5, часто бывает открыт рот, и довольно часто высунут язык.

Зарядка для язычка : артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей. Со временем научите его играть язычком и дуть в трубочку Ребенок от рождения до года. не стихи, не гимнастика, а именно сочетание и того, и другого — кто-нибудь знает, где искать?

У моей подруги мальчику 2,5 года. Не разговаривает, хотя он очень общительный, шилопопый. До недавнего времени мы были спокойны, т.к. на примере моего сына было видно, что можно заговорить и позже. Ванек заговорил в 3 года. А оказалось, сыну подруги, надо подрезать языковую уздечку, она у него очень сильно держит язык и не дает ему разговаривать совсем… Девочки кто с этим сталкивался?

Постоянно в момент заинтерисованности, да и просто так высовывает язык и так ходит. Появилось около 2х месяцев назад, я и ругаю и по губам ей стучу, все бесполезно.

Мамочки, посоветуйте, какие логопед. упражнения или массаж своему ребенку, мама может выполнять дома самостоятельно? И вообще, можно ли это делать?

По сути это — логопедические упражнения, направленные на закрепление иных звуков. Так вот такое обучение языку не повредит. Да и дома это сделать достаточно легко.

кто занимается этой гимнастикой и что ваша гимнастика из себя представляет? мне в выходные предстоит возобновить поход на курсы островской и ее цикл с этой дыхательной Зарядка для язычка : артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей.

Зарядка

Зарядка для язычка : артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей. стишки для зарядки. Родительский опыт. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим утром рано на полянке так резвились…

Зарядка для язычка : артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей. Артикуляционная и еще пальчиковая гимнастика (часть 3). Речь. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим…

Стишки для зарядки

Зарядка для язычка : артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей. Как лечить дизартрию ? Дочке 2,2 года, говорит не просто невнятно — это кошмар. пальчиковой гимнастикой, играем со льдом, массаж, развиваем мелкую моторику, язычком играем.

ЛФК для детей - занятия с инструктором в Москве по доступным ценам

Зарядка для язычка : артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей. Пальчиковые игры. Этот вид составных картинок выполняет свою развивающую задачу для детей с 3 — 4 до 6-7 лет. Знакомство нужно начинать с четырех кубиков, на которых помещено…

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Цель: формировать навыки прав ильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета с палочкой

ЛФК для детей - занятия с инструктором в Москве по доступным ценам

Оборудование: палочки длиной 20 см.

Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.

Оборудование: то же.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.

Эстафета с машиной

Оборудование: машина с веревочкой.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.

ЛФК для детей - занятия с инструктором в Москве по доступным ценам

Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки отсчет).

Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.

«Нарисуй картину»

Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.

Оборудование: то же и образец — схема-рисунок.

Программа занятий

Занятия могут быть групповыми и индивидуальными. Для деток из спецгруппы (это третья и четвертая группы здоровья) желательно проводить занятия под контролем специалиста с применением мониторинга частоты сердечных сокращений, изменения артериального давления и других диагностических маркеров состояния ребенка. Но главным критерием считается самочувствие самого занимающегося, как он переносит нагрузку.

Для начинающих упражнения чаще всего простые и дозированные. По мере продвижения задачи для пациента усложняются, нагрузка возрастает.

Детям из группы кардиореспираторных недугов рекомендованы программы на основе циклических упражнений с небольшими дыхательными нагрузками.

Ребятам после травм или с недугами опорно-двигательной системы дополнительно советуют включать в занятия плавание, гимнастику в бассейне. В основной же комплекс для них включают упражнения с мячом, гимнастическими палками, упражнения с гимнастической стенкой.

Занятие ЛФК делится на три последовательных этапа:

  • вводный;
  • основной;
  • завершающий.

Вводная часть включает разминку, ходьбу, бег, дыхательные приемы. В основной части всегда присутствуют упражнения, рекомендованные при определенной патологии, игровые, индивидуальные, со спортивными снарядами и без них.

Завершающая часть занятия всегда включает в себя релаксационные приемы, упражнения на расслабление, растяжение мышц и аутотренинг.

Особенности детской ЛФК

Учитывая, что наши дети сейчас гораздо больше времени проводят за мониторами компьютеров, чем в активном движении, не удивительно, что многие уже в начальной школе имеют неправильную осанку. Если все еще не так запущено, то есть все шансы вернуть прямую спинку ребенку.

Для этого важно подобрать правильные упражнения, а сделать это со знанием дела сможет только ортопед, которого необходимо посетить. В серьезных случаях может потребоваться не только гимнастика, но и использование специального корсета.

В зависимости от типа искривления позвоночника и подбираются упражнения:

  1. Если поставлен диагноз кифоз грудного отдела, то ЛФК для детей обязательно должна включать упражнения на укрепление мышц плечевого пояса, а также на растяжение мышц груди.
  2. При наличии плоской спины необходимо так подобрать упражнения, чтобы равномерно укреплялись мышцы спины, ног, плечевого пояса.
  3. Сколиоз требует выполнения упражнений на увеличение подвижности позвоночника, улучшение координации движений, растяжение позвоночного столба.

ЛФК отдела плечевого, поясничного — это не важно, требует, чтобы упражнения выполнялись регулярно. Если заниматься всего пару раз в неделю, то эффекта не будет.

Рекомендуется воздержаться от выполнения упражнений для исправления осанки у детей, если на момент занятий у них зафиксированы такие нарушения здоровья:

  • Болезни, вызванные острыми воспалительными процессами;
  • Вирусные или инфекционные патологии, вызывающие повышенные показатели температуры тела;
  • Ущемление нервных корешков;
  • Сильная суставная или мышечная боль;
  • Прогрессирующий сколиоз.

После того, как заболевания устранили, можно приступать к занятиям.

Несмотря на огромную пользу лечебной гимнастики, она показана не всем детям, к противопоказаниям можно отнести:

  • Наличие любых патологий в острой форме.
  • Злокачественные опухоли.
  • Частые кровотечения.
  • Порок сердца.
  • Нарушение ритма работы сердца.
  • Плохое самочувствие ребенка.
  • Высокая температура.

Даже при отсутствии противопоказаний, если ребенок заболел обычной простудой, то стоит на несколько дней прервать занятия ЛФК, после выздоровления вновь возобновить.

Так как занятия проводятся с детьми, то инструктор должен основательно подготовиться. Важно подобрать как можно больше упражнений в игровой форме. Но еще необходимо учитывать следующие моменты:

  • Возраст малышей.
  • Уровень физического развития.
  • Состояние психики.
  • Развитость мелкой моторики.

Лечебная гимнастика способствует не только правильному формированию осанки у ребенка, укреплению организма, но и нормализации работы сердечнососудистой системы.

  • Перед первым занятием необходимо посетить врача, потому что при наличии серьезных патологий опорно-двигательного аппарата может потребоваться и медицинская помощь.
  • Проводиться занятия должны специалистами, которые могут адекватно оценить состояние ребенка.
  • Нагружать малыша необходимо постепенно.
  • Упражнения ЛФК не должны доставлять боль ребенку при выполнении.
  • Чтобы малышам было интереснее, необходимо подбирать разнообразные упражнения, включать игровые моменты.
  • Приступать к выполнению комплекса не стоит сразу после еды, должно пройти не менее 45 минут.
  • Заниматься необходимо в помещении, которое хорошо проветривается.
  • Если комплекс делается с грудничком, то начинаться и заканчиваться он должен приятным поглаживанием, а вот у более старших деток в начале комплекса и в конце делаются расслабляющие и дыхательные упражнения.
  • Некоторые считают, что комплекс ЛФК не требует разминки, но это не так. Он также делится на вводную часть, основную и заключительную.
  • Курс ЛФК обычно назначает врач, повторяться в течение года он может несколько раз.

ЛФК отдела плечевого, поясничного — это не важно, требует, чтобы упражнения выполнялись регулярно. Если заниматься всего пару раз в неделю, то эффекта не будет.

Занятия не показаны при острых и злокачественных заболеваниях, кровотечениях, декомпенсированных пороках сердца. Не начинайте занятия при лихорадке, плохом самочувствии, нарушении сердечного ритма.

Помещение должно быть проветренным, температура воздуха не выше 22 градусов. У детей дошкольного возраста, а особенно у детей до года, занятия следует начинать и заканчивать поглаживанием, также стоит ввести этот приём между выполнением движений. Для старших детей необходимо включать в комплекс дыхательные и расслабляющие упражнения.

Соблюдайте регулярность и этапность занятий: необходимо начинать с разминки, далее следует основная часть и заминка. Продолжительность и количество курсов ЛФК назначается врачом, обычно проводится 2-3 курса в течение года.

Многие виды сколиоза у детей возраста 10–15 лет имеют идиопатическое происхождение — это означает, что конкретная причина возникновения и развития патологии докторам неизвестна.
Искривление, обнаруженное у ребёнка до 10 лет, относится к раннему сколиозу.

По Коббу различают 4 степени сколиоза, исходя из угла искривления позвоночника — до 10, 11–25, 26–50, более 50 градусов

Сколиоз, или боковое искривление позвоночника — довольно частая проблема, возникающая у детей школьного возраста. Визуально это выглядит как перекос в линии плечей, лопаток или бёдер — она сторона выше другой. Заболевание часто бывает обусловлено стремительным скачком роста скелета в возрасте 10–15 лет, в то время как мышечный корсет позвоночника — его опора — не поспевает за развитием костей.

Когда врачи лечат искривлённый позвоночник фиксацией, вытягиванием или хирургическим вмешательством, они фактически не обращаются к источнику проблемы. В то время как первопричина идиопатического сколиоза неизвестна, прогрессирование заболевания происходит потому, что мозг не реагирует должным образом на гравитацию, в результате чего позвоночник становится неправильно ориентированным.

В несколиотическом теле мозг реагирует на гравитацию, подавая сигнал, чтобы позвоночник выпрямлялся. У человека, имеющего деформацию позвоночника, мозг неправильно воспринимает гравитацию и не может отправить сообщение. Когда мышцы спины неспособны поддерживать правильную осанку, позвоночник формируется ненормально — развивается искривление.

Правильные упражнения на коррекцию сколиоза могут лечить основную проблему, переучивая мозг исправлять положение тела, и помогая вернуть позвоночник обратно к его физиолого-анатомической форме.

Тяжесть и причина сколиоза являются важными факторами, которые помогают определить план лечения. Существуют три основных способа в подходе к лечению детей со сколиозом:

  • наблюдение и физическая реабилитация;
  • фиксация (при помощи корсета, бандажа);
  • хирургия позвоночника.

Физическая реабилитация для пациентов со сколиозом имеет много форм, с различными подходами к лечению расстройства. Они могут включать упражнения:

  • на дыхательную технику;
  • для укрепления одновременно всех мышц спины и туловища (симметричные),
  • на тренировку равновесия и балансировку кривых (асимметричные),
  • для выработки осанки (с небольшим грузом на голове) и переподготовки мозга и мышц.

Хотя все они имеют разные цели, большинство из этих видов упражнений на сколиоз являются произвольными, что означает, они выполняются намеренно. С другой стороны, непроизвольные движения возникают, когда организм автоматически движется в ответ на конкретный стимул. Например, такие движения, как перенос кошелька или ношение очков, становятся привычными мозгу.

Упражнения для осанки с книгой на голове — эффективно действуют на начальных стадиях сколиоза

Поскольку контроль осанки является непроизвольной привычкой, единственная гимнастика против сколиоза, которая может эффективно остановить прогресс, включает непроизвольные упражнения, помогающие маленькому пациенту формировать новые постуральные привычки.

Непроизвольные упражнения подразумевают размещение небольшого количества веса на голове, туловище или тазе. Затем пациент совершает определённые движения, которые помогают мозгу воспринимать другой центр равновесия внутри тела, что заставляет его перебалансировать положение и перестроить позвоночник. Эта тренировка направлена на такие результаты:

  • остановка или замедление прогресса;
  • уменьшение и стабилизация существующей степени искривления;
  • улучшение функциональности и косметического внешнего вида;
  • устранение необходимости в инвазивной фиксации или операции.

Упражнения на тренировку осанки работают для всех случаев сколиоза у пациентов, независимо от их возраста или угла искривления. В то же время наилучших результатов удаётся добиться у детей с углом сколиоза ниже 30 градусов. При раннем начале занятий с включением непроизвольных упражнений и наличием ещё «мягкой» сколиотической дуги (менее 20 градусов по Коббу) сколиотический угол может уменьшиться до менее, чем 10 градусов. А более тяжёлые случаи, скорее всего, никогда спрогрессируют до 30 градусов.

Каждый случай искривления позвоночника состоит из совокупности неправильных положений, формирующих в целом одну неправильную линию. Сколиоз редко встречается самостоятельно, как правило, он сопровождается кифозами или лордозами. Если делать упор на корректировку одной дуги, то общий результат будет неудовлетворительным, ведь оставшиеся искривления будут портить эффект.

При поражении сердечной мышцы (миокардитах) ЛФК рекомендуется еще в стационаре, потом — в поликлинике по месту жительства. Только через 10 месяцев малыша переводят в специальную группу по ЛФК, если приступов нет. Если состояние стабильное и приступы не повторяются в течение года, ребенка могут перевести в третью группу через год. Через два года при благоприятном стечении обстоятельств можно рассчитывать на попадание в общую физкультурную группу.

Со врожденными пороками сердца все обстоит сложнее: ребенок сможет получить максимум 4 группу, и то при условии, что после операции прошло не менее 12 месяцев и весь этот год малыш успешно занимался ЛФК.

Наши специалисты

Цены на услуги *

Где заниматься?

С грудными детьми, с малышами-инвалидами, которые ограничены в передвижении, а их транспортировка может навредить ребенку, рекомендуются занятия на дому. В остальных случаях родители могут выбирать — посещать групповые занятия или заниматься индивидуально.

Советы и рекомендации родителям

Если ребенку назначена лечебная физкультура, к такому назначению нужно относиться с той же серьезностью, как и к другим рекомендациям врача. Нам же не приходит в голову игнорировать назначение лекарства ребенку.

Не бывает ЛФК только для ног или спины, как думают многие. Комплекс всегда включает в себя большое количество упражнений, направленных на самые разные мышцы, суставы, связки, нервные окончания.

О копмплексе упражнений ЛФК для детей с ДЦП смотрите в следующем видео.

Запрещенные упражнения при дефектах осанки

Комплекс упражнений от плоскостопия у детей

Цели: совершенствовать навыки правильной осанки в различных исходных положениях, с различными движениями рук; укреплять мышцы спины и брюшного пресса; совершенствовать координацию движений.

«Рыбки и акулы»

Выбирают водящего — «акулу», остальные дети — «рыбки». По сигналу «Раз, два, три — лови!» они разбегаются по залу, а водящий их «салит» — дотрагивается рукой. Чтобы спастись от погони «акулы», игрок останавливается в любом месте зала и принимает положение строевой стойки.

Правила:

  1. разбегаться можно только после команды «Лови!»;
  2. если, остановившись, игрок не успел или не сумел принять положение правильной осанки, водящий «салит» его;
  3. пойманные «рыбки» отходят к стене и принимают положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).

«Морская фигура»

Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: «Волны качаются -раз, волны качаются — два, волны качаются — три, на месте, фигура, замри!» После слова «замри» дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Педагог выбирает лучшую «фигуру» — ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.

Правила:

  1. принятую после слова «замри!» позу нельзя менять;
  2. при повторении игры необходимо найти новую позу;
  3. ребенок, не сумевший сохранить положение правильной осанки, отходит в сторону и выполняет корригирующее упражнение по указанию педагога.

«Футбол»

Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.

«Кораблики»

Лечебная физкультура для детей: общие понятия и правила проведения

Дети лежат на ковриках на животе. Руки под подбородком, ноги вместе. Перед лицом чашка с водой и лодочкой с парусом. Нужно прогнуться, поднимая голову и грудь, выдыхая спокойно воздух на лодочку. Дуть следует спокойно, чтобы лодочка поплыла, но не опрокинулась.

Положительные стороны ЛФК

Чтобы организм нормально развивался, важно не только правильное питание, но и постоянная физическая активность. Часто взрослые забывают об этом, когда начинают ругать своих малышей за чрезмерную активность. ЛФК для детей — это не просто лечебная физкультура, она еще выполняет воспитательную роль:

  • Ребенок получает некоторые гигиенические знания.
  • Лучше узнает окружающий мир.
  • Учится соотносить себя с окружающим миром.

Что дает лечебная физкультура ребенку? Таким вопросом часто задаются родители, считая, что пользу могут принести только серьезные занятия спортом. Но это далеко не так. Упражнения ЛФК:

  • способствуют гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата;
  • правильно формируется осанка;
  • укрепляются мышцы спины;
  • при наличии асимметрии осанки происходит коррекция.

ЛФК — это комплекс, который может не допустить нарушения осанки. Лечебная физкультура развивает выносливость, силу, улучшает координацию движений.

Также благодаря ЛФК:

  • укрепляется иммунитет;
  • организм становится менее восприимчивым к различным возбудителям заболеваний;
  • ребенок лучше адаптируется к школе;
  • нормализуется работа всего организма;
  • улучшается сон и аппетит.

Особенно нуждаются дети в ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Но необходима предварительная консультация специалиста, чтобы подобрать эффективный комплекс.

Возможные последствия и осложнения гимнастики

Польза лечебной физкультуры для детей неоспорима. Однако многие взрослые даже не задумываются, что неправильно подобранный комплекс или самостоятельное назначение лечения детям может существенно навредить детскому организму. Каких последствий стоит ожидать, если упражнения для осанки для детей выполняют неправильно:

  • постоянное присутствие болевого синдрома;
  • спазмирование мышц;
  • пережатие нервных отростков позвоночника;
  • растяжение связок;
  • ухудшение положения позвоночника;
  • усугубление искривления.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Обратите внимание! Чтобы избежать подобных проблем со здоровьем, важно не заниматься самолечением, а обращаться к врачу. Он разработает программу лечения и во время выполнения упражнений постоянно будет осуществлять квалифицированный контроль.

Чтобы избежать подобных проблем с осанкой и позвоночником, нужно следить за физической активностью детей, не позволять подолгу находиться в одном положении, например, за компьютером. Также важно следить, чтобы дети не носили рюкзаки и тяжелые сумки только на одном плече.

Занятия ЛФК, а также выполнение по утрам зарядки, способны не только предотвратить дальнейшее ухудшение состояния, но и полностью избавить ребенка от искривления позвоночника.

Если родители упустят время начальной стадии сколиоза у ребёнка, спустя несколько лет из 1–2 стадии деформация может дойти до 3–4

Чтобы быть уверенными в максимальной безопасности для здоровья ребёнка на занятиях ЛФК, родители должны предварительно посетить врача-ортопеда вместе с ребёнком. Доктор проведёт необходимые консультации. Исключены самостоятельные составления программы нагрузок.

Важно понимать, что детям, младше 14 лет показаны нагрузки, рассчитанные специально на детский возраст, с учётом силы и выносливости этой категории ребят.

Если ребёнок ленится выполнять занятия дома в полном объёме, то родителям желательно позаботиться о записи на групповые или индивидуальные занятия в специализированные группы при детских поликлиниках. В таких заведениях тренер-ортопед знает, как заинтересовать и мотивировать ребёнка. Врач с медицинским образованием проконтролирует правильную технику выполнения, что улучшит будущий результат и, одновременно, исключит возможность травм.

Постоянство и регулярность посещения таких классов особенно актуальны на начальных стадиях заболевания и с целью профилактики. Именно в этом случае возможно полное исцеление и возврат к здоровой анатомической форме позвоночника. Очень важно не упустить время. Равнодушное отношение родителей к этой проблеме у их ребёнка может закончиться интенсивным прогрессированием деформации, что в итоге повлияет и на здоровье внутренних органов во взрослой жизни их чада.

Какие группы ЛФК бывают для детей и как проходит занятие?

Нарушение техники выполнения элементов, запрещённые упражнения чреваты увеличением кривизны спины. Позвоночные связки рассчитаны таким образом, чтобы сгибать и разгибать позвоночник, в то время как скручивания или прогибы в разные стороны провоцируют подвывихи позвонков, разбалансировку, а также опасны возникновением протрузий и грыж.

Казалось бы, как связаны приседания с позвоночником? Оказывается, связь есть: технически неправильно приседая, перегружая нижнюю часть туловища, ребёнок подвергается опасности сдавления позвоночника из-за рефлекторного сжимания спинных мышц.

ЛФК на дыхание

Система упражнения ЛФК при ДЦП предусматривает ремиссионный процесс только при регулярном их выполнении. Расписание программы тренировок должно включать занятия в досуг больного ежедневно, изо дня в день. Только регулярная гимнастика и постоянные занятия смогут вернуть физиологию больного ребенка в более или менее приемлемую форму. Поэтому пренебрегать ежедневной периодичностью комплексной терапии церебрального паралича нельзя.

Помимо всего прочего, ЛФК при ДЦП предусматривает и умение правильно дышать.

  • Взрослый показывает ребенку, как нужно делать правильный глубокий вдох и выдох как ртом, так и носом. Для этого можно использовать вспомогательный инвентарь в виде шариков, резиновых игрушек, мыльных пузырей.
  • Инструктор произносит гласные звуки, то понижая, то повышая громкость своего голоса. Ребенок должен повторять за ним. Можно попеременно чередовать это упражнение с пением или игрой на духовых.
  • Стандартное упражнение по восстановлению дыхательного процесса – подъем рук над головой и наполнение легких воздухом при вдохе полной грудью, а также опускание рук на выдохе. Можно усложнить упражнение, используя часть выдоха с погружением головы пациента в воду.

Многие схемы работы в ЛФК с ДЦП разрабатывались медработниками различных учреждений соответствующего характера на всей территории РФ. Одним из таких можно считать Самарский реабилитационный детский . Здесь осуществляется прием деток, больных различными заболеваниями, в том числе и церебральным параличом.

Противопоказания для ЛФК

Если начать заниматься ЛФК на первой стадии заболевания, то через полгода можно полностью избавиться от деформации

Как и любая терапия, комплекс лечебной гимнастики, рекомендуемый при сколиозе, имеет свои показания и противопоказания. Физическая терапия (ЛФК), как правило, будет показана детям в следующих случаях:

  • при начальных стадиях искривления позвоночника (в т. ч. и когда визуально непрофессионал не определит каких-либо изменений);
  • при связочно-мышечном дисбалансе и нарушении осанки;
  • в случаях склонности к развитию кривизны из-за слабости спинных мышц.

Гимнастика, вне всяких сомнений, во многих случаях помогает значительно улучшить состояние детского позвоночника, тем не менее показана она не всем и не всегда. При некоторых сопутствующих состояниях или болезнях упражнения могут принести больше потенциального вреда, нежели пользы. ЛФК противопоказана в таких случаях:

  • при быстром прогрессировании заболевания;
  • при наличии болевого синдрома в спине;
  • во время обострений любых хронических заболеваний (дыхательной, опорной и других систем);
  • во время протекания любых острых инфекций в организме.

Если ребёнок болен острой инфекцией или активизировалась симптоматика хронического заболевания какого-либо органа или системы, ЛФК таким детям временно противопоказана. Но может быть начата после выздоровления. Как правило, в течение 1–2 недель после болезни основные показатели здорового организма приходят в норму и можно приступать к терапии физическими упражнениями.

Абсолютных противопоказаний к правильным терапевтическим нагрузкам для практически здоровых детей не существует. Но любые нагрузки должны быть максимально проконтролированы и согласованы с педиатром, хирургом, а также другими специалистами детского здравоохранения, если это необходимо.

Каковы плюсы от занятий ЛФК?

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Из-за деформации внутренних органов, нередко возникающей при сколиозе, дети не могут заниматься некоторыми видами спорта. Наиболее безопасным и полезным занятием является плавание.

Перед выполнением комплекса ЛФК, необходимо проконсультироваться с ортопедом. Он же порекомендует корректирующие упражнения при сколиозе для детей. Они помогут устранить деформацию, укрепить мышечный каркас, вытянуть позвоночный столб. В то же время не окажут отрицательного влияния на организм.

Главное условие, чтобы повысить эффективность занятий, – это их регулярность. Дети должны заниматься два раза в день по 10–15 минут. Начинать нужно с самых простых упражнений. Увеличение нагрузки производится постепенно. Комплекс ЛФК исключает прыжки, резкие движения.

Восстановление позвоночника с помощью ЛФК возможно лишь в возрасте до 21 года. Чем старше человек, тем эффект будет менее выраженным.

Основной комплекс упражнений ЛФК всегда основан на трёх составляющих:

  1. Разминка — во время её проведения, необходимо уделить внимание осанке, например, подойдя вплотную к стенке, запомнить положение тела (спины) и головы, сделать несколько шагов вперёд и назад, не меняя позы. Во время разминки можно плавно вращать плечами, поочерёдно подтягивать к передней части туловища, согнутые в коленных суставах ноги. Необходимо настроить дыхание, поднимая руки и голову вверх — к потолку и, совершая глубокий вдох, затем опуская их, делая плавный выдох. Неплохо вначале разгрузить позвоночник, походив на четвереньках. В такой позе позвонки испытывают минимум нагрузки.
  2. Основные упражнения — бывают симметричные, когда одновременно задействованы обе половины туловища, и асимметричные — односторонние. С последними нужно быть крайне осторожными, выполняются они исключительно под тренерским контролем. В целом элементы упражнений выполняют в таких позах, чтобы избыточно не нагружать позвоночный столб. В этом смысле идеально упражняться лёжа, а также в коленной позе и её вариациях.
  3. Заключительная часть — постепенное уменьшение нагрузки, лёгкие упражнения на мышечную растяжку.

Как и большинство способов лечения, ЛФК предусматривает выполнение определённых правил, соблюдение которых, позволит пациенту получить максимальный эффект от занятий физкультурой, а также обезопасить себя от нежелательных последствий и травм. Следующие правила необходимо знать каждому, кто всерьёз решил начать заниматься лечебными упражнениями:

  • Перед началом занятий выполните разминку, чтобы разогреть и растянуть мышцы и связки.
  • Упражнения должны выполняться в медленном темпе. Не нужно делать резких движений, выполнять прыжки и различные элементы акробатики.
  • Следует исключить повышенную физическую нагрузку, поэтому не допустимо использование штанги и гантелей.
  • ЛФК должна проводиться по предписанию врача, который обладает всеми сведениями о вашем типе сколиоза и может подобрать наиболее подходящие упражнения.

Физическая активность является необходимым условием для нормального развития растущего организма, о чём, к сожалению, взрослые часто забывают. А ведь детская физкультура, помимо лечебно-профилактической, несёт ещё и воспитательную функцию: малыш приобретает гигиенические навыки, познаёт окружающий мир и себя в нём.

Упражнения полезны для профилактики и лечения при нарушении осанки, коррекции при плоскостопии, развития силы, ловкости, выносливости, нормализации работы эндокринной системы и укрепления иммунитета. Также занятия будут важны для улучшения адаптации ребёнка в школе, повышения устойчивости к стрессам, улучшения успеваемости у детей школьного возраста и улучшения эмоционального фона, гипосенсибилизации (снижения чувствительности к аллергенам), а также общего укрепления организма.

Виды нагрузок

К ЛФК можно отнести не только комплексы упражнений, но и любой вид активного отдыха: игры, занятия спортом, гимнастика, проводимая в виде разминки учителем в течение школьного урока. Физкультура для малышей характеризуется занятиями в игровой форме. Для детей школьного возраста используется и классический гимнастический метод ЛФК.

Выделяют большой класс динамических упражнений, к которым относятся активные и пассивные движения, и класс статических упражнений, направленных на удержание определённого положения тела. Пассивные движения часто включаются в комплекс гимнастики для детей первого года жизни.

По характеру выделяют: дыхательные, корригирующие, расслабляющие, растягивающие, координационные упражнения. У малышей до года используются рефлекторные упражнения. На протяжении дошкольного периода предпочтительно применять класс игровых упражнений.

Дар от Бога или ежедневный труд?

Как часто бывает такое, что приходят скажем в группу по танцам два ребёнка: один талантлив от природы (всё схватывает не лету, имеет врождённый слух и чувство ритма), другой скромнее, проблемнее, туговат на ухо и природной растяжкой тоже не наделен. Но родители второго нацелены на успех своего чадо мягко, но решительно! Казалось бы очевидно – кто станет чемпионом?

Да, это очевидно! Чаще всего второй!

Происходит это, потому что первого сызмальства уже сильно хвалят: “Как здорово всё у тебя получается!” Его родители видят талант и расслабляются. А в момент когда этот первый талантливый “птенчик” проходит свой “потолок” и сталкивается с реальной трудностью, чаще всего после этого он бросает. Потому что привык к похвалам – что всё выходит без труда. А второй знает, что результат приходит не сразу.

Конечно, это не повод ставить крест на изначально талантливых детях. Наоборот, им нужно помогать, заниматься дома дополнительно. Чтобы у них вырабатывалась воля не только к групповым тренировкам, но и к самостоятельным домашним занятиям по собственной воле! Ну а если ваше чадо изначально “звёзд с неба не хватает”, методика этой статьи поможет значительно ускорить его развитие.

Вдохновились?! Тогда вперёд!

Гимнастика для лечения сколиоза в домашней обстановке — разные комплексы

ЛФК (лечебная физическая культура) может быть применима, даже если грудничок абсолютно здоров. Ведь нет никакой гарантии, что патология не обнаружится немного позже. Поэтому ребенок должен двигаться еще с рождения, конечно, с помощью родителей и ЛФК.

Но каким образом лечебная гимнастика влияет на детский организм?

  1. Во время занятий увеличивается приток крови к мышцам и тканям.
  2. Активизируются обменные процессы.
  3. Улучшается функциональность надпочечников.
  4. Нормализуется общее физическое развитие.
  5. Укрепляется защитная система организма.
  6. Правильно формируется опорно-двигательная и костная система.
  7. Способствует развитию важных рефлексов.
  8. Нормализуется функциональность ЖКТ.
  9. Стимулируется развитие головного мозга и умственное развитие в целом.
  10. Укрепляется нервная система.
  11. Занятия на мяче (фитболе) совершенствует вестибулярный аппарат.
  12. Обеспечивается прочное сцепление мышц, костей.
  13. Способствуют улучшению сна и аппетита.

Поскольку грудничок в периоды бодрствования с радостью играется своими ручками и ножками, лечебный массаж доставит ему еще больше удовольствия. Гимнастика активизирует другие части тела малыша, вследствие чего кроха быстрее научится сидеть, ползать, ходить. Кроме того, регулярные занятия ЛФК – отличная профилактика гипертонуса мышц и нарушений осанки.

Каждый комплекс разрабатывается с учётом особенностей деформированного позвоночника конкретного ребёнка. Берут во внимание возрастную категорию, протекание болезни, стадию, выясняют нет ли сопутствующих проблем со здоровьем. Физкультура для детей отличается простотой, движения должны быть доступными для выполнения ребятами разного возраста.

При 1 степени сколиоза показан базовый гимнастический комплекс, который легко и неопасно применим для выполнения в домашних условиях. Его основная часть — симметричные упражнения, благодаря которым спинные мышцы приобретают силу и тонус.

Двигаясь в комнате по кругу, необходимо проделывать такие движения:

  1. Поднимая и опуская руки одновременно, глубоко и ровно дышать (10 раз).
  2. Делать плавные вертикальные и горизонтальные махи, чередуя руки (15–20 раз).
  3. Вращать плечами вперёд и назад (10 раз).
  4. Немного потрясти руками, расслабив их (10 раз).
  5. Согнуть руки в локтях, расположив их перед грудной клеткой, делать махи в горизонтальной плоскости (20 раз).
  6. Держа руки на поясе, направив локти назад, необходимо свести лопатки и поднять подбородок. Проходить так на пальцах ног на протяжении 30 секунд.
  7. Скрепив руки «замком», поднять их над головой. Локти — «смотрят» в стороны, шею со спиной необходимо как можно сильнее напрячь, чтобы чувствовались мышцы. В этом положении ходить на пятках по кругу.
  8. Поднять руки и подбородок, делая глубокий вдох. Опуская руки и голову вниз, делать полный выдох.

Гимнастика на спине (все движения выполнять в 5–10 подходов по 10–15 секунд):

  1. Расположившись горизонтально на спине, руки скрепить над головой. Потянуться верхними конечностями по направлению от головы вверх, а нижними — в противоположную сторону. Таким образом можно ощутить, как вытягивается позвоночный столб.
  2. В лежачем положении на спине, руки свободно расположить параллельно корпусу. Приподнимать обе ноги под углом 45 градусов над полом, имитировать движения похожие на велосипедную езду.
  3. Та же начальная поза, что и в упражнении №2. Делать перекрёстные махи ногами, не касаясь при этом поверхности пола.
  4. Согнув ноги в коленях, подтягивать их максимально ко лбу. Стараться, чтобы колени и лоб соприкоснулись. Голова при этом не двигается.

При выполнении домашнего комплекса от сколиоза следует обратить внимание на тот факт, что нужно проявлять осторожность, чтобы не повредить мышцы и связки. Любые дополнительные виды активности, направленные против сколиоза у детей, помимо базового комплекса, должны согласовываться с компетентным врачом для исключения серьёзных осложнений. Это единственный способ обеспечить эффективное лечение болезни.

Примерный комплекс для школьников

Уже отмечалось, что для малышей необходимо в комплекс включать много игровых моментов, но можно выделить основные упражнения:

  1. Начинать комплекс необходимо с разминки. Можно начать с ходьбы с высоким подниманием колен в течение нескольких секунд, на носочках, пяточках.
  2. Делая взмахи руками в стороны, одновременно подниматься на носочках.
  3. Упражнение с гимнастической палкой. Поднять ее с пола, поднять вверх на вытянутых руках и опять положить на пол.
  4. Махи ногами из положения лежа на животе, таз при этом не должен отрываться от пола.
  5. Упражнение «ласточка».
  6. Полуприсесть, согнув ноги в коленях, и отвести руки назад, вернуться в исходное положение. Спина во время выполнения упражнения должна быть прямой.
  7. Упражнение на координацию движений: по очереди стоять на одной ноге с разведенными в сторону руками.

Упражнения можно делать с использованием различных гимнастических снарядов, например, скакалок, мячей, обруча.

После разминки можно приступить к выполнению следующих упражнений:

  1. Опускать и поднимать руки с мячом, при этом локти должны быть разведены в сторону.
  2. Держа спину прямо, необходимо опускать и поднимать мяч за голову.
  3. Одну руку завести за спину сверху, а другую снизу и попытаться скрепить их в замок.
  4. Наклоны в сторону с разведенными в сторону руками.
  5. Занять положение, лежа на полу, и прогибать спину, не отрывая таз.
  6. Из положения стоя на коленях с упором на руки прогибать и округлять спину.
  7. Лечь на живот и одновременно поднимать ноги и плечи, задерживаясь на несколько секунд.
  8. Упражнение «велосипед».

После окончания комплекса обязательно надо походить, выполнить дыхательные упражнения. Во время занятий тренер должен обязательно следить за правильностью выполнения упражнений, дыханием и положением спины ребенка.

Нарушение осанки — это еще не приговор. Если своевременно родители обратят на это внимание, то специальный комплекс не только быстро вернет ребенку ровную спинку, но и укрепит весь организм.

Детство – это не только то прекрасное время, когда малыш отличается непосредственностью, живостью, любознательностью, а еще это время – когда его детский организм растет и развивается, когда происходит становление всех систем организма. Поэтому очень важно в этот период помогать ребенку, но не только психологически (играть с ним, заниматься, объяснять), но и физически, а именно – заниматься гимнастикой.

ЛФК для детей - занятия с инструктором в Москве по доступным ценам

И делать это необходимо, даже если медициной это не показано. Для ребенка (особенно до года жизни) занятия гимнастикой имеют большое значение, надо сказать – даже больше, чем для взрослого человека. Ведь физкультура оказывает очень благоприятное воздействие и на физическое, и на психическое развитие детей.

А если ребенок недоношенный, находящийся на искусственном вскармливании, малоподвижный, если у него плохой аппетит, он нервно возбудим и перенес какое-либо заболевание, то в таких случаях занятия физкультурой особенно необходимы и важны. И очень большую необходимость в занятиях физической культурой испытывают те дети, у которых имеются отклонения в физическом или психическом развитии.

Надо сказать, что ЛФК для детей, которым еще не исполнился год, состоит из рефлекторных, пассивных и активных упражнений. Что представляют из себя эти упражнения? Движения, которые ребенок совершает в ответ на какое-либо раздражение извне называются рефлекторными упражнениями. Эти движения являются неосознанными.

Если человек, занимающийся с ребенком, делает упражнения за него, т.е. ребенок в этот момент пассивен, то тогда такие упражнения называются пассивными. А если ребенок сам выполняет упражнения, все делает самостоятельно, то, соответственно, это – активные упражнения. Также физкультура для детей, как правило, дополняется массажем детей .

Гимнастика для детей от 1,5 до 3-х месяцев.

Надо отметить, что дети этого возраста отличаются повышенным тонусом мышц, а также у них происходит выявление некоторых врожденных рефлексов. Поэтому в этом возрасте рекомендуется использовать только рефлекторные упражнения. А именно:

  • разгибание позвоночника – ребенок лежит на боку, и у него вызывается рефлекс в результате проведения пальцами по обеим сторонам позвоночника от ягодиц до плечевого пояса (упражнение рекомендуется выполнять по 2-3 раза на каждом боку).
  • следующее упражнение – поднимание головы. Рефлекс вызывается при поднимании ребенка, который лежит на животе, одной ладонью, в то время как другая ладонь придерживает малыша за стопы и голени (повторить 1-2 раза).
  • Сгибание и разгибание пальцев стопы – этот рефлекс вызывается, когда ноги ребенка захватываются одной рукой, при этом другая рука сначала надавливает на подошву у корней пальцев, а затем проводит пальцем по наружному краю стопы (упражнение следует выполнять 3-4 раза).
  • И последнее рекомендуемое упражнение – «пританцовывание». Этот рефлекс вызывается, когда ребенка ставят на стол, поддерживая под мышки (выполнять 4-6 раз).

Физкультура для детей от 3-х до 4-х месяцев.

ЛФК для детей - занятия с инструктором в Москве по доступным ценам

Этот возраст ребенка характеризуется тем, что у него устанавливается равновесие тонуса сгибательных и разгибательных мышц рук. Поэтому в это время следует делать акцент на пассивные упражнения для грудничков . Необходимы следующие упражнения:

  • Ребенок лежит на спине, и ему скрещивают руки на груди (повторить 4-6 раз).
  • Ребенок также лежит на спине, и его поворачивают на живот вправо и влево – пассивное упражнение, при котором ребенка одной рукой держат за стопы, а другой – за руку, согнутую в локте (сначала одну руку, затем – другую) (выполнить 1-2 раза).
  • Разгибание позвоночника и ног – это рефлекторное упражнение, при выполнении которого ребенок удерживается одной рукой под живот, а другой – за ноги, и поднимается над столом (сделать 2-3 раза).
  • Ребенок лежит на спине и с ним проводится рефлекторное упражнение – отведение и приведение стоп, при котором нужно проводить пальцем (с легким нажимом) по краю и вокруг стопы ребенка (выполнить 2-3 раза).
  • И, наконец, «пританцовывание», о котором говорилось выше (повторить 6-8 раз).

Гимнастика для детей от 4-х до 5 месяцев.

Этот возраст примечателен тем, что у ребенка происходит устанавливание тонуса мышц ног и шеи. В это время с детьми следует заниматься следующими упражнениями:

  • Пассивное упражнение – скрещивание рук ребенка на груди плюс сгибание и разгибание рук (повторить 6-8 раз).
  • Рефлекторное упражнение – ребенок лежит на спине, и производится сгибание головы, позвоночника и ног ребенка, при этом надо взять малыша под спину и ягодицы и удерживать над столом (выполнить 1-2 раза).
  • Затем выполняем пассивное упражнение, которое называется «топание». Для этого голени ребенка обхватываются руками и сгибаются ноги в тазобедренных и коленных суставах, стопы опускаются на стол попеременно и обе сразу (повторить 8-12 раз).
  • Рефлекторное упражнение – поворот ребенка со спины на живот вправо и влево (выполнить 1-2 раза).
  • Затем следующее рефлекторное упражнение – ребенка приподнимают, держа под живот, и выполняют разгибание позвоночника и ног (сделать 1-2 раза)
  • Пассивное упражнение – «присаживание». При выполнении этого упражнения ребенка кладут на спину, берут его руки выше кисти, отводят их в сторону, слегка потягивая (выполнить 2-3 раза)
  • Вновь пассивное упражнение – приподнимание ребенка на ноги. Ребенок кладется на живот, и его руки, согнутые в локтях, отводятся назад (повторить 2-3 раза)
  • И, наконец, активное упражнение – «переступание». При выполнении этого упражнения ребенка держат под мышки и приставляют стопами к столу (сделать 1 раз)

Физкультура для детей от 6-ти до 9-ти месяцев.

У ребенка в этом возрасте происходит развитие произвольных движений. Поэтому в комплекс занятий физической культурой входят активные упражнения, которые побуждают ребенка к ползанию, сидению и стоянию. Рекомендуется выполнять следующие упражнения:

  • Ребенок лежит на спине и с ним проводится пассивное упражнение – поднимание прямых рук и круговые движения в плечевых суставах (выполнить 4-6 раз).
  • Пассивное упражнение – поднимание прямых ног, при котором руками фиксируются колени ребенка и его ноги поднимаются до вертикального положения (повторить 4-6 раз).
  • Пассивное упражнение. Ребенок лежит на спине, и выполняются круговые движения ног в тазобедренных суставах (выполнить 4-6 раз).
  • Рефлекторное упражнение – поворот со спины на живот вправо и влево (сделать 1-2 раза).
  • Пассивное упражнение – отведение плеч назад до сведения лопаток. При выполнении этого упражнения ребенок кладется на живот и его руки отводятся назад (повторить 1-3 раза).
  • Ребенок кладется на спину и выполняется пассивное упражнение – сгибание и разгибание ног (выполнить 3-5 раз).
  • И, наконец, активное упражнение – ползание. Для этого перед ребенком кладется игрушка яркой расцветки, а его стопы фиксируются таким образом, чтобы ноги были согнуты в коленных и тазобедренных суставах (повторить 4-6 раз).

Гимнастика для детей от 9-ти до 12-ти месяцев.

Этот возраст ребенка характерен тем, что у него развиваются координированные движения, а также стремление к ходьбе. Необходимо выполнять следующие упражнения:

  • Активное упражнение – сгибание и разгибание ног. Можно выполнять из любого положения (повторить 5-6 раз).
  • Активное упражнение – вставание на ноги. При этом ребенка необходимо поддерживать и направлять (выполнить 1-2 раза).
  • Активное упражнение – наклон и выпрямление туловища. Данное упражнение выполняется, когда ребенок стоит, прислонясь спиной к взрослому, а около его ног кладут игрушку и просят ребенка ее поднять (сделать 2-3 раза).
  • Активное упражнение, заключающееся в доставании игрушки, похожее на предыдущее упражнение, только игрушка располагается на уровне плеч ребенка (выполнить 4-6 раз).
  • Активное упражнение, которое состоит в сгибании и разгибании рук ребенка. Ребенку предлагается обхватить кольца, а затем взрослый тянет за них, сгибая и разгибая руки ребенка (повторить 5-6 раз).
  • Активное упражнение – приседание. Ребенку предлагается присесть, при этом взрослый должен его придерживать и помогать (выполнить 4-6 раз)
  • И, последнее – ходьба (активное упражнение) . Это упражнение следует выполнять примерно 1-2 минуты.

Искривление позвоночника у детей-дошкольников

Врожденные нарушения осанки бывают крайне редко. Чаще всего они приобретенные, связанные со сниженным тонусом определенной группы мышц или мышечного корсета.

Упражнения при искривлении позвоночника у детей

  • Неправильное положение тела во время занятий зачастую приводит к тому, что одна сторона тела ослабевает, а другая развивается сильнее.
  • Если ученик носит сумки, рюкзаки на одном плече или сидит часто, поджав ноги под себя, это тоже является причиной искривления позвоночника.
  • Травма спины.
  • Врожденное плоскостопие или ноги разной длины.
  • Если ребенок ходит, постоянно ссутулившись, а голову вжимает в плечи.
  • Физически не развит, мало двигается.
  • Часто сидит в неудобных позах.
  • Имеет врожденные заболевания опорно-двигательного аппарата.
  • Нарушения в работе органов осязания и зрения также могут стать причиной плохой осанки.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Важно! Врачи выявили закономерность, что девочки в несколько раз более подвержены искривлению позвоночника, чем мальчики. С чем это связано, до конца непонятно. Мамам девочек особенно стоит следить за детьми и за тем, как они сидят и держат осанку при ходьбе.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Суставы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector