ГЛАВНЫЙ КИТАЙСКИЙ ВРАЧ ПО СУСТАВАМ ДАЛ БЕСЦЕННЫЙ СОВЕТ:
ВНИМАНИЕ! Если у Вас нет возможности попасть на прием к ХОРОШЕМУ врачу - НЕ ЗАНИМАЙТЕСЬ САМОЛЕЧЕНИЕМ! Послушайте, что по этому поводу говорит ректор Китайского медицинского университета Профессор Пак.
И вот какой бесценный совет по восстановлению больных суставов дал Профессор Пак:
Астено-невротический синдром также называется неврастенией.
Обычно возникает на фоне психической травмы в сочетании с рядом прочих неблагоприятных факторов.
К примеру, заболевание может появиться, если ребенок переживет смерть близкого родственника либо станет объектом травли в саду или школе. У подростков развитие неврастении также может быть спровоцировано болезненным расставанием с любимым человеком.
Это заболевание относится к неврозам — психогенным расстройствам, при которых страдают психоэмоциональная и физическая сферы.
Неврастения также может сопровождаться и другими психическими отклонениями: депрессией, тревожным расстройством, ипохондрическим синдромом.
Причины
На развитие астено-невротического синдрома влияют следующие неблагоприятные факторы:
Чрезмерное количество стрессовых ситуаций. Постоянный стресс быстро приводит к возникновению неврозов. Список основных стрессовых детей и подростков: экзамены, смена обстановки, адаптация к школе или к детскому саду, разлука с матерью, проблемы в учебе, внутренние конфликты.
Наследственность. Передаются, безусловно, не черты характера, а определенные особенности строения мозга, поэтому у чувствительных родителей, склонных к невротическим расстройствам, может родиться такой же ребенок.
Избыточные нагрузки. Если ребенок постоянно подвергается чрезмерным умственным либо физическим нагрузкам, это приведет к развитию неврозов и прочих отклонений.
Последствия воспалительных заболеваний мозга (энцефалит, менингит). Повреждения, которые мозг получает в процессе болезни, увеличивают вероятность появления различных психических нарушений.
Опухоли мозга. И злокачественные, и доброкачественные новообразования в тканях мозга неблагоприятно влияют на функционирование отделов, в которых они расположены.
Травмы черепа. Повреждения негативно влияют на работу мозга и дают о себе знать на протяжении длительного времени после произошедшего.
Особенно опасными будут последствия в тех случаях, когда травма прошла незамеченной, а ребенок не получил лечения и не соблюдал режим, который показан в таких случаях.
Эмоциональные потрясения: смерть близкого человека или любимого домашнего животного, разрыв с любимым человеком, острый эпизод сексуального, физического либо психического насилия.
Влияние социума. Систематические издевательства в школе или в саду могут серьезно подорвать психическое здоровье ребенка. Также провоцирующими факторами являются завышенные ожидания родителей, скандалы в семье, сексуальное, физическое и психическое насилие как в семье, так и вне нее, резкие перемены в жизни (смена школы, переезд).
Хроническая интоксикация. Чаще всего она возникает из-за ошибок родителей, которые дают ребенку медикаменты в неправильной дозировке.
Гипоксия в период вынашивания и в процессе родовой деятельности. Недостаток кислорода неблагоприятно влияет на развитие, функционирование мозга, и последствиями этого дефицита способны стать поведенческие отклонения, психические нарушения, которые будут заметны, когда ребенок подрастет.
Почечная и печеночная недостаточность. Если почки или печень функционируют некорректно, в организме задерживаются продукты распада и негативно влияют на работу мозга.
Нарушения работы щитовидной железы. Избыток либо недостаток гормонов неизменно приводит к изменениям в психоэмоциональном состоянии.
Недостаток витаминов. Чтобы нервная система работала хорошо, питание должно быть правильным и полноценным.
Неврастении более подвержены дети мужского пола. Это заболевание диагностируется у детей всех возрастов.
В группе риска находятся первоклассники: переход от детского сада к школе является сложным и болезненным даже для эмоционально стабильного ребенка.
Симптомы
Для неврастении характерны следующие признаки:
повышенная утомляемость;
нарушения сна (бессонница, чуткий сон, частые пробуждения);
неусидчивость;
агрессивность;
плохая переносимость поездок в транспорте (тошнота, рвота);
недержание мочи (особенно распространено у детей 3-6 лет);
нервные тики;
ухудшение аппетита;
мышечные судороги;
болевые ощущения в области шеи;
боли в голове (особенно после физических и умственных нагрузок);
проблемы с памятью;
головокружения;
трудности в учебе;
апатия;
плаксивость;
истеричность;
повышенная, часто беспричинная раздражительность;
рассеянность;
аутоагрессия (ребенок бьет себя, бьется головой о стены или пол).
Стадии
Для неврастении характерно стадийное течение:
Первая стадия. На этом этапе появляется беспричинная раздражительность, агрессивность, конфликтность. Снижается интерес к учебе, ребенку трудно концентрироваться.
Вторая стадия. Апатичность, отсутствие интереса к деятельности, безразличие к окружающим. Раздражительность и агрессия сохраняются. Также ребенок остро реагирует на яркий свет, громкие звуки, жалуется на бессонницу, ночные кошмары.
Третья стадия. Раздражительность и агрессивность стихают, уступая место апатичности, плаксивости и сильной утомляемости. Характерна ипохондрия, особенно для детей старшего возраста.
Для этих стадий характерно чередование, и постепенно каждая из них становится длиннее, усугубляется.
Осложнения и последствия
Если не начать лечение неврастении, постепенно стадии будут становиться длиннее, а симптоматика станет ярче, и умеренные нарушения перейдут в острые, что серьезно ухудшит жизнь и ребенку, и окружающим.
На фоне неврастении формируются более серьезные психические отклонения: депрессия, тревожное расстройство. Могут возникать панические атаки, развивается тяжелая ипохондрия.
У детей старшего возраста со временем появляются суицидальные мысли. Если лечение все еще будет отсутствовать, возможны попытки суицида, суицидальные настроения, целенаправленная аутоагрессия (ребенок режет себя, обжигает, царапает, бьет).
Безразличное отношение к состоянию ребенка, насмешки, обесценивание проблем, жестокие наказания недопустимы.
Если родители ценят и любят своего ребенка, им ни в коем случае не следует унижать его за то, что он чувствует, иначе это приведет к серьезным последствиям, включая удачную попытку суицида.
Проблемы с психоэмоциональным состоянием влекут за собой возникновение физических заболеваний.
В числе которых гастрит, язвенные болезни, нарушения в продуцировании гормонов, сердечно-сосудистые заболевания.
Диагностика
Если родители заметили у ребенка появление характерных для неврастении симптомов, им следует отвести его к педиатру, который осмотрит его, выслушает жалобы, задаст уточняющие вопросы и даст направление к неврологу.
Так как неврастения может развиться на фоне соматических (физических) заболеваний, диагностические мероприятия могут включать:
МРТ и КТ головного мозга;
реоэнцефалографию;
дополнительные исследования (в зависимости от симптоматики).
Если у невролога возникнут подозрения, что симптоматика связана с эндокринными патологиями, он направит ребенка к эндокринологу.
Обычно астено-невротический синдром не связан с серьезными нарушениями в работе организма и развивается на фоне чрезмерных нагрузок, стрессов.
Если соматическая патология не была выявлена, начинается лечение неврастении, включающее консультации у психотерапевта и медикаментозную терапию.
Методы лечения и реабилитация
При лечении неврастении показана психотерапия и медикаментозная терапия. Также хорошие результаты, особенно если заболевание не запущено, показывают общие мероприятия (коррекция режима и питания, создание благоприятной обстановки в школе и дома, расслабляющие процедуры).
Медикаментозная терапия:
Антидепрессанты. Назначаются, если заболевание запущено. Они улучшают настроение ребенка, дают ему силы, восстанавливают нормальный сон. Наиболее распространенным антидепрессантом с минимумом побочных эффектов является Прозак. Его часто назначают детям. Также доктор может назначить и другие антидепрессанты, в зависимости от состояния ребенка.
Седативные средства. Они способствуют устранению избыточной раздражительности, агрессивности, улучшают сон, благоприятно влияют на аппетит, снижают тревожность, ипохондрию. Детям назначают препараты на основе трав (Ново-пассит, травяные настои, Валериана, Пустырник Форте).
Транквилизаторы. Применяются те разновидности транквилизаторов, которые имеют выраженный седативный эффект. Снижают выраженность страхов, уменьшают тревожность, улучшают сон. Используются, если мягкие травяные препараты не показали эффекта, а состояние ребенка тяжелое. Примеры: Аминазин, Тизерцин.
Ноотропные медикаменты. Снижают выраженность апатии, улучшают концентрацию, повышают интерес к окружающему миру, положительно влияют на способности к обучению, благоприятно влияют на сон. Примеры: Фенибут, Нейробутал.
Витамины и минералы. Благоприятно на самочувствие ребенка влияет назначение магния. Также могут быть назначены витаминно-минеральные комплексы либо наборы определенных групп витаминов в зависимости от симптоматики.
Психотерапевтическое лечение благоприятно влияет на состояние ребенка, дает ему возможность найти решение своих проблем, посмотреть на ситуацию с разных сторон.
Количество консультаций определяется тяжестью состояния. Также психотерапевт даст родителям советы по организации жизни ребенка.
Общие мероприятия:
родителям следует постараться оградить ребенка от негативного влияния (перевести в другую школу или в другой сад, обсудить ситуацию с классным руководителем, с родителями детей, которые его могут обижать);
повлиять на снижение нагрузки в школе, уменьшить количество кружков и секций, которые посещает ребенок;
помогать ему с домашними заданиями (доброжелательно, без криков, агрессии);
полезно делать легкий массаж спины, шеи, плечевой зоны (мягко, движения должны быть ласковыми, поглаживающими, иначе можно навредить);
решить проблемы, которые ухудшают обстановку дома;
создать благоприятную обстановку в вечернее время, чтобы ребенок мог отдохнуть и спокойно заснуть.
Доктор Комаровский считает, что лечение неврозов, к которым относится астено-невротический синдром, заключается в обнаружении и устранении провоцирующих, травмирующих факторов.
Профилактика
Чтобы не допустить развития астено-невротического синдрома, следует:
беречь ребенка от нервных потрясений, излишних стрессов, чрезмерных нагрузок;
общаться с ним мягко, доброжелательно;
отказаться от наказаний, которые могут его травмировать;
интересоваться обстановкой в школе или в саду (спрашивать, как идут дела, не обижает ли кто-то, есть ли друзья);
дать понять, что он всегда получит помощь, если попросит;
не допускать ухудшения обстановки дома (скандалы и крики никогда не идут на пользу психическому состоянию).
При возникновении первых симптомов неврастении необходимо отвести ребенка в больницу и тщательно следовать всем врачебным рекомендациям.
Если провоцирующие факторы исчезнут, его состояние быстро улучшится, а заболевание не усугубится.